Примерное время чтения: 21 минута
4871

Пакт Молотова-Риббентропа: значение и мифы. Онлайн с историком

В конференции участвуют: Жуков Юрий Николаевич

23 августа исполняется 75 лет со дня подписания договора о ненападении между Германией и Советским Союзом, так же известного как пакт Молотова-Риббентропа. Эксперты и политики до сих пор спорят о том, как этот документ повлиял на ход истории. О моральной и политической стороне соглашения, мифах вокруг него и секретном дополнительном протоколе мы поговорили 15 августа с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН Юрием Жуковым.

Вопрос:Александр Ким 18:59 06/08/2014
Ведь одна из причин почему запад так ненавидит И.В. Сталина этот пакт, которым он переиграл их, да и вообще единственный под чью дудку им пришлось плясать, чего запад не может простить, в отличии от горбачева и ельцина.
Вопрос:Василий Шарандо 17:57 07/08/2014
Возможно ли в современном мире повторение "грязных сделок", при сокрытии их от мировой общественности ? Или они уже существуют ?
Вопрос:sergey pavlenko 23:17 08/08/2014
На сегодняшний день, не в пример временам перестройки, в СМИ прекратилось муссирование проблем вокруг этого договора между СССР и Германией и особенно пресловутых секретных протоколов к нему. Дело сделано: СССР посрамлён, Прибалтика отделилась - значит можно всё забыть до лучших времён. В печати появлялись книги с достаточно подробным изучением всех вопросов вокруг этого пакта, причём в них утверждалось, что оригиналов пресловутых "секретных протоколов" ни в архивах СССР, ни в архивах ФРГ не обнаружено. Существуют лишь различные копии, причём противоречащие в некоторых местах друг другу. Вопрос: существуют ли оригиналы этого договора и протоколов к нему? Если имеются только копии, то правомерно ли признание на их основе достоверности протоколов, включая карты к ним, и прав ли М.С. Горбачёв, согласившийся признать их? Спасибо!
Вопрос:Посторонний В 15:32 09/08/2014
Вам не кажется, что осуждать (обсуждать) этот договор, все равно что упрекать сегодняшний Рим за "бесчеловечные" развлечения в Колизее до нашей эры? Какие времена - такие и нравы. В предвоенной истории можно найти не мало примеров аналогичных договоров европейских стран с Гитлером. Почему то о них "скромно" умалчивают.
Вопрос:wldmr (ВКрылов) 22:40 09/08/2014
Укажите, имели ли место в тот период аналогичные договоры между другими странами, не обязательно с участием Германии. Хотя в 1934-м году Польша заключила очень похожий договор именно с Германией. И уж заодно - не являются ли секретные, закрытые приложения к международным договорам обычной дипломатической практикой?
Вопрос:Константин К 04:35 11/08/2014
Какая альтернатива была у СССР? Что было бы, если бы пакт с Германией в августе 1939 года не был подписан?
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:07 15/08/2014
После этого последовало бы занятие немцами Литвы, от которой к тому времени остался только район Каунаса, Латвии, Эстонии и Финляндии. Потому что все эти страны подписали с Германией договоры о гарантии неприкосновенности. А Советский Союз продолжал бы противостояние с Японией, которое переросло бы в настоящую войну. Дело в том, что, когда говорят о советско-германском договоре о ненападении, забывают, что в конце мая 1939 года Япония вторглась на территорию Монголии, стремясь её захватить. И бои шли по нарастающей с конца мая, весь июль, август. И вот во время подписания в Москве договора о ненападении с Германией мы убедительно предложили немцам воздействовать на своего союзника Токио, чтобы японцы прекратили войну. В противном случае мы сказали, что не будем выполнять этот договор. Обратите внимание, 23 августа договор с немцами был подписан. Затем на Халхин-Голе бои прекратились с 16 сентября уже официально. И только 17- го, на следующий день, Красная Армия вошла на территорию западных областей Белоруссии, Украины и дошла до линии, которая была установлена там ещё в 19-м году как восточная этнографическая граница Польши, так называемая линия Керзона. Достаточно обратиться к изданным на русском языке мемуарам — «Правда о мирных договорах» под авторством Ллойд Джорджа. Это не мои придумки, Антанта установила линию Керзона как восточную границу Польши. И вот 17 сентября 1939 года мы дошли до этой линии и остановились, потому что мы соблюдали международные законы.
Вопрос:Бобров ДЮ 11:04 11/08/2014
Насколько, по вашему мнению, верен тезис - "Пакт о ненападении с Германией был предопределен "Мюнхенским сговором"?
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:06 15/08/2014
И да, и нет. Ведь в мае 1935 года Советский Союз подписал с Францией и Чехословакией договоры о совместном отражении германской агрессии, и в соответствии с этими договорами Париж никак не имел права давать подписывать в Мюнхене такое соглашение, направленное против другого участника такого же договора — Чехословакии. Франция гарантировала безопасность целостности и неприкосновенности Чехословакии, но, по сути, она (Франция) её продала. После этого Советский Союз перестал верить не то что Лондону и Парижу (на самом деле он им особо никогда и не доверял), он перестал верить в твёрдость антигерманских договоров, в твёрдость договоров, подписанных Парижем и Лондоном. И тем не менее, повторяю, весь июнь Советский Союз «бомбардировал» Лондон с требованием немедленно подписать антигерманский договор.
Вопрос:Уразов из СПб 11:06 11/08/2014
Говоря о пакте Молотова-Риббентропа, чаще всего говорят о так называемом "секретном протоколе", в котором разграничивались сферы влияния двух государств. Подобное разграничение сфер влияния - уникальный случай или обычная международная практика?
Вопрос:Владимир Осин 12:06 11/08/2014
Этот пакт был шагом войны с Англией?
Вопрос:Дядя Ваня Московский 14:34 11/08/2014
Скажите, пожалуйста, насколько Пакт о ненападении между Германией и СССР выделялся на фоне других международных соглашений того периода? В чем его принципиальное отличие?
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:04 15/08/2014
Добрый день. Ничем не отличался. Такие пакты Германия заключала с Польшей в 34-м году, позднее с Данией и другими странами. Это был самый обычный пакт о ненападении. В нём говорилось о том, что, если какая-то сторона нападёт на одну из подписавших данный договор, вторая сторона будет нейтральной. У этого договора было так называемое «секретное приложение», хотя ничего особенного в нём тоже не было. Напомню, что в 1807 году Александр I после первой неудачной войны с Наполеоном в Тильзите (это крохотный городок на правом берегу Немана) подписал мир, по секретным статьям этого Тильзитского договора к России отходили права на Финляндию, это после шведско-русской войны, и на Бессарабию, это после русско-турецкой войны. Бухарестский договор подписал Кутузов, который вёл эту войну, и Россия присоединила к себе Бессарабию, но это было за год обусловлено Тильзитским мирным договором, кроме того, такое же соглашение было подписано между Парижем и Лондоном в 1915 году и предусматривало раздел Турции. То, что там было прописано, сохранилось до наших дней, существование Ирака, Сирии, Ирана, Иордании, Палестины — это всё было в секретном договоре между Францией и Великобританией, так что ничего принципиально нового в этом договоре не было. Я более жуткую вещь скажу: доктрина американского президента Монро, который заявил на весь свет, что вся территория Северного и Южного американских континентов подконтрольна Соединённым Штатам и Европа не смеет совать нос туда. Вот вам! Куда дальше уж идти? Эта доктрина известна всем, и американцы, в общем-то, до сих пор ещё не отказались от неё. И продолжают считать, что их исключительная сфера влияния от Северного полюса до Южного, оба континента — Североамериканский и Южноамериканский.
Вопрос:Бородач 15:31 11/08/2014
Два вопроса, не касающиеся непосредственно соглашения, но относящиеся к мифам вокруг него. 1) Правда ли, что поэтесса Анна Ахматова избежала репрессий только благодаря личному заступничеству Йоахимма фон Риббентропа перед Вячеславом Молотовым? 2) Правда ли, что подписание пакта могло сорваться из-за обстрела самолета Риббентропа советскими зенитчиками во время поле та в Москву?
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:09 15/08/2014
Никакого отношения. Понимаете, сидят люди, смотрят в потолок, сосут палец и думают, что бы придумать. И придумывают всякую ахинею. А потом все должны оправдываться. Только такой ответ может быть на первый вопрос. Второй вопрос: этого ничего не было! Все отлично знали, когда, каким маршрутом прилетит Риббентроп. Он прилетел в Москву, на центральный аэродром. Это теперь в районе Ленинградского шоссе. И всё произошло так, как и было запланировано, без каких-либо осечек.
Вопрос:Дарья Г 16:25 11/08/2014
Какую главную цель преследовало советское руководство, подписывая пакт с Гитлером. Была ли эта цель достигнута?
Вопрос:МихаМихаил 17:49 11/08/2014
В июне 1941 года, после нападения Германии, советское руководство считало пакт Молотова-Риббентропа ошибкой, или полагало, что соглашение выполнило свою миссию?
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:09 15/08/2014
Мы, подписывая договор с Германией, почему-то считали, что Вторая мировая будет такой же, как и Первая, позиционная, в окопах. Поначалу всё вроде бы так и получалось, а нам остро нужно было примерно года три для завершения перевооружения армии. Приведу такие примеры, вы их знаете, когда спроектировали Т-34, сколько их выпустили накануне войны, сколько их было в конце 1941 года? Сотни штук, а нужны были десятки тысяч. Опять же, по нашим планам, в городе, который сегодня называется Северодвинск, а раньше назывался Молотовск, строили авианосец и два линкора, не считая крейсеров. Их должны были сдать командованию флотов к концу 1942 года. Нам остро нужно было оттянуть войну до конца 1942 года, чтобы встретить её во всеоружии, мы знали: никуда от неё не уйти. Но не получилось.
AIF.RU Ведущий конференций 15:10 15/08/2014
Скажите, а если всё говорить о германской стороне, этот пакт действительно был выгоден ей в тот момент?
Жуков Юрий Николаевич 15:10 15/08/2014
Да! Потому что она воевала на один фронт. Немцы страшно боялись войны на два фронта, так было в Первую мировую. Неважно, что Россия была отсталая и толком и не воевала, самое главное, что Восточный фронт в 1914 и 1918 году оттягивал какие-то силы у немцев. Вот немцы не хотели этого, они хотели сначала сокрушить Францию, затем покорить всю Европу, что они и сделали: Бельгия, Дания, Люксембург, Норвегия и т. д. Договориться с Великобританией о сепаратном мире и обрушиться на нас. Вот какие планы были у Германии. И все это знали, и никто не делал ничего, чтобы мир наступил на вечные времена.
Вопрос:Ильдус 22:54 11/08/2014
Хотелось бы увидеть сравнительный анализ пакта Молотова-Риббентропа и Мюнхенского соглашения Чемберлен-Даладье-гитлер-Мусолини (1938 г.). И как часто они упоминаются у нас и в других странах, в частности, в Англии и Франции? Хотелось бы больше знать о фоне тех событий, например, СССР поставлял Германии сырьё вплоть до начала войны, но торговля была обоюдная - что нам продавала Германия перед войной?
Вопрос:Иван 27 09:38 12/08/2014
Считается, что вместо пакта с Германией СССР мог подписать соглашение с Францией и Англией, которое лишило бы Гитлера возможности развязать агрессию против Польши? Насколько был вероятен франко-советско-английский договор?
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:05 15/08/2014
Париж и Лондон полагали, что они сумеют совершить с Польшей то же, что совершили с Чехословакией — отдать Польшу на съедение Гитлеру и двинуть его дальше на Восток против СССР. Вот почему они не очень хотели иметь с нами дело. Они полагали, что мы слабый союзник и не сумеем воевать, да, в общем-то, им война была не нужна. Вспомните: Невилл Чемберлен из Мюнхена в первых числах октября 1938 года прилетел, начал трясти перед журналистами листом мюнхенских соглашений и кричать: «Я привёз вам мир!». Он привёз мир на полгода. Не больше. Он и французское правительство были уверены, что они сумеют снова выкрутиться и не вмешаться в войну. В общем-то, они так и делали с 1 сентября 1939 года до начала мая 1940 года, пока Гитлер не начал наступление на Западном фронте. Ни одного выстрела не было сделано на Западном фронте. Ни одна пуля не вылетела из английских и французских окопов в сторону германских окопов. Вот и всё. Они не хотели воевать, они хотели не просто потакать Гитлеру, а спустить его, как бешеную собаку, на нас, на Советский Союз. В надежде, что мы друг друга взаимоуничтожим, а они будут стоять в стороне и хихикать.
Вопрос:Александр Первый 13:43 12/08/2014
Насколько присоединение Прибалтики к СССР в 1940 году можно считать результатом подписания пакта Молотова - Риббентропа? Был ли возможен такой процесс без подписания пакта?
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:08 15/08/2014
Ещё до подписания пакта о ненападении были разговоры о том, что мы заключим с Францией и Великобританией антигерманский договор. Причём военные корабли британского флота вместе с нашими кораблями Балтийского флота получат базы в Финляндии — Порккала, в Эстонии, в Латвии, для того чтобы не допустить вторжения немцев. Уже тогда эстонцы и латыши заявили, что, как только на их территории появятся красноармейцы, народ свергнет местные режимы. Дело в том, что, по оценке сегодняшних историков и политологов, в Эстонии, Латвии и Литве в межвоенное двадцатилетие были полуфашистские режимы. Там двадцать лет бессменно сидели одни и те же диктаторы. Пятс — в Эстонии, Улманис — в Латвии, Смятона — в Литве. Партии были запрещены. Там были установлены фашистские режимы наподобие итальянских. И так как уже в 1918–1919 годах в этих странах один раз была советская власть, эти диктаторы не без основания полагали, что появление красноармейцев станет катализатором для того, чтобы народ сверг их полуфашистские режимы. Что и произошло. Ведь у нас были с этими президентами договоры о создании военных баз. Что после этого произошло? Народ отказался сохранять верность этим диктаторам, они были свергнуты, в этих странах впервые за 20 лет были проведены свободные демократические выборы. И сформированные в результате этих выборов парламенты установили ту власть, которая и стала советской. То есть ещё не СССР, а советской. Уже после этого они сказали, что в условиях мировой войны нам проще защищать себя в составе Советского Союза. И законным образом вошли в состав СССР.
Вопрос:Вадим1234 23:00 12/08/2014
Кто был инициатором раздела Польши, Сталин или Гитлер? Что говорит их переписка по этому вопросу, предшествующая подписанию Пакта? Для чего СССР подписал Пакт, а затем воспользовался правом раздела Польши, в результате получив общую границу с потенциальным противником? Почему Сталин не сохранил буферное государство - Польшу - между СССР и Германией, позволяющее избежать внезапности нападения?
Вопрос:Влад 59 15:30 13/08/2014
Обычно одним из первых последствий пакт Молотова-Риббентропа называют раздел Польши в сентябре 1939 года. Однако, насколько мне известно, занятие частями Красной Армии территории Западной Белоруссии и Западной Украины, западные страны не расценили как вооруженную агрессию. Почему? В чем отличие действий Красной Армии от действии вермахта в Польше?
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:07 15/08/2014
Сама Антанта, т. е. Великобритания, Франция, Италия и Япония, установила эту границу между Польшей и Советской Россией. Поэтому не могли они сказать, что тогда было одно, а теперь другое. Поэтому и восприняли они наши действия как вполне законные и обоснованные. Да, в 1920 году мы не могли восстановить единство Белоруссии и Украины. В 1939 году смогли, очень хорошо.
Вопрос:wldmr (ВКрылов) 09:03 14/08/2014
Традиционно международные соглашения именуются по месту их заключения. Кем и когда Московский Советско-германский договор о ненападении от 23 августа 1939 года был обозначен "Пакт Молотова-Риббентропа"? Зачем - более или менее ясно.
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:10 15/08/2014
Это было обозначено теми «любителями жареного» и придумок в Прибалтийских странах, которые хотели укусить Советский Союз и облить его грязью. Это был «Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом». Вот как он назывался. Какой пакт? Откуда взяли слово пакт? Молотов, Риббентроп — никто никогда никакие договоры на своё имя не подписывал. Вот есть Мюнхенское соглашение — ну никто же не говорит, что это пакт Муссолини, Гитлера, Даладье и Чемберлена.
Вопрос:Анна Гавриловна 09:25 14/08/2014
Правда ли, что Вторая Мировая война не началась бы 1 сентября 1939 года, если бы не был подписан пакт Молотова-Риббентропа?
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:05 15/08/2014
Это ерунда. Дело в том, что Вторая мировая война не началась бы 1 сентября 1939 года, если бы Лондон и Париж откликнулись на предложение Советского Союза, высказанное ещё 2 июня 1939 года. Наш Народный комиссариат иностранных дел, то есть Министерство иностранных дел, обратился к правительству Великобритании и Франции с предложением срочно заключить антигерманский оборонительный договор, предусматривавший совместное отражение любого проявления германской агрессии. Повторяю, это предложение Советского Союза было высказано ещё 2 июня. Весь июль и половину августа Лондон и Париж говорили: «Да-да, конечно-конечно! Это очень важно!». Но чем это кончилось? Когда мы потребовали немедленно приступить к выработке конкретных военный соглашений, Лондон и Париж к нам прислали двух пожилых людей, адмирала Дракса и генерала Думенка, которые не обладали правом что-либо подписывать и утверждать. Вот если бы Париж и Лондон сразу, хотя бы в июле, подписали с нами такой договор, никакой войны бы не было.
Вопрос:Петр Калнаков 11:42 14/08/2014
Добрый день! Существовали ли в действительности некие последующие соглашение между СССР и Германией, основанные на пакте Молотова -Риббентропа. Правда ли, что НКВД сотрудничало с гестапо вплоть до начала Великой Отечественной войны?
Ответы:
Жуков Юрий Николаевич 15:08 15/08/2014
Нет, нет. Это такая же чушь, как и разговоры о том, что НКВД сотрудничало с марсианами, лунатиками и выходцами с Венеры. Это такой же вздор, который вообще трудно придумать. Такого никогда не было.
AIF.RU Ведущий конференций 15:08 15/08/2014
Если говорить о других соглашениях между СССР и Германией после пакта Молотова-Риббентропа?
Жуков Юрий Николаевич 15:08 15/08/2014
Были торговые соглашения. Приведу вам, по-моему, очень красивый пример. Если взять любую кинохронику войны, обязательно увидите зенитки, направленные в небо. Для охраны от налётов немецкой авиации. Эти зенитки были созданы на заводе «Шкоды» в Чехословакии. Мы подписали соглашение о поставке нам этих зениток. Затем Чехословакия исчезла с карты, и немцы не хотели выполнять договор шкодовских заводов. Очень долго нам пришлось бороться, и всё-таки мы добились, чтобы на основании наших торговых соглашений с Германией мы получили эти зенитки и многое-многое другое. Поэтому мы не просто так вывозили зерно и железную руду в Германию, но и получали то, что нам было остро необходимо для обороны.
Вопрос:Севостьянова Галина 13:58 14/08/2014
Почему от западных политиков, да и некоторых наших тоже, мы слышим слова с осуждением пакта Молотова-Риббентропа. Ведь хорошо известно, что за год до его подписания был "мюнхенский сговор" между Германией, Великобританией, Францией и Италией, в результате которого западными странами было санкционировано начало захвата Чехословакии фашистской Германией.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах