Клюваева Светлана 20:02 07/08/2013
Как правило, это стресс. Но всё зависит от того, с каким настроем ребёнок идёт в первый класс, как он к этому подготовлен. Можно максимально минимизировать стресс и сделать из первого сентября праздник. Это ответственность родителей, это то, с чем они могут справиться.
AIF.RU Ведущий конференций 20:08 07/08/2013
Есть дети, которые идут в первый класс охотно, а есть те, кто изначально настроен негативно к школе. Что такого делают родители, что у ребёнка складывается такое отношение к школе?
Клюваева Светлана 20:08 07/08/2013
Многие родители начинают с детства пугать ребёнка: «Вот пойдёшь в школу, там учитель тебя не будет ждать. Там надо всё делать быстро. Там нельзя хулиганить». И ребёнок растёт в ожидании, что школа – это что-то ужасное, где строгие учителя, где нельзя расслабиться, где всё будет очень строго. Это один вариант. Второй вариант – ребёнок психологически незрелый, он не готов к школе, он ещё хочет играть. То есть он не готов к усвоению новых знаний, у него не сформирована произвольная регуляция. Такой ребёнок может относиться к школе, как к чему-то, что мешает ему играть. Моё мнение, что всё-таки в большинстве случаев влияет то, как настраивают ребёнка родители.
Если заранее готовить ребёнка к школе, с 4-5 лет, то родители могут сказать ему, что школа – это то место, где ты будешь учиться, обретёшь новых друзей, то есть школа – это совсем не страшно, а очень интересно. Если родители будут настраивать ребёнка на то, что в школе ему будет хорошо, интересно, у него появится много друзей, он будет получать удовольствие от того, что узнает что-то новое, то ребёнок будет ждать школу как интересное приключение в своей жизни.
AIF.RU Ведущий конференций 20:08 07/08/2013
С какового возраста нужно готовить ребёнка к школе?
Клюваева Светлана 20:08 07/08/2013
Если мы говорим про интеллектуальную готовность, то с 5-6 лет уже можно потихоньку начинать. Но хочу обратить внимание на то, что надо учитывать готовность ребёнка, то есть зрелость его функций. Поэтому в 5 лет заставлять ребёнка 20-30 минут сидеть и ставить точки в определённых местах – это неправильная задача, потому что ребёнок ещё не готов к такой деятельности, он не может произвольно сидеть и долго заниматься. Поэтому учить буквы, цифры, развиваться в процессе игр - это самое лучшее для ребенка.
AIF.RU Ведущий конференций 20:11 07/08/2013
Какое количество времени надо уделять учебному процессу? Вы сказали, что 20 минут – это много. Может быть, нужно начинать с 5 минут и постепенно увеличивать это время?
Клюваева Светлана 20:11 07/08/2013
Если мы говорим про ребёнка 5-6 лет, то столько, сколько он может выдержать. Мы говорим сейчас о произвольной деятельности, это деятельность, когда ребёнок что-то делает по заданию. Например, вы его просите что-то нарисовать, и он рисует. Просто рисовать, для удовольствия, он может довольно долго в этом возрасте. Поэтому, сколько он выдерживает, столько и заниматься. Самое главное – помнить о том, что обязательно должен быть отдых, 5-10 минут ребёнок занимается – это хорошо, хвалите его и не надо его ругать за то, что он 15 минут не может сделать задание по книжке. Нужно похвалить его и дать возможность поиграть столько, сколько он хочет. Подготовка к школе должна проходить в процессе игры, постепенно можно вводить правила и режим занятий. В 6 лет дети уже, как правило, посещают подготовительные занятия, где постепенно вливаются в школьный режим. Дети, которые посещают детский сад, где тоже есть занятия, постепенно привыкают к такому режиму. Надо потихоньку увеличивать временной объём занятий, если ребёнок его выдерживает. Если не выдерживает, не надо его заставлять. Со временем ребёнок будет заниматься всё дольше и дольше.
AIF.RU Ведущий конференций 20:13 07/08/2013
Есть родители, которые начинают с двух лет заниматься с ребёнком английским, и дальше по нарастающей. В итоге к первому классу ребёнок и на пианино играет, и читает, и пишет. Это правильная позиция или не совсем? Или это индивидуально, есть способности и их надо развивать в раннем возрасте?
Клюваева Светлана 20:13 07/08/2013
Это очень индивидуально. Но ребёнок, как губка, впитывает всё. В него можно вложить много информации, если только не ставить себе цель – сделать так, чтобы ребёнок заговорил по-английски в 3 года. Ребёнок действительно может многое усвоить, если это будет происходить в процессе игры, потому что до школы ведущая деятельность у ребенка – игровая. Поэтому ребёнок легко и естественно запоминает большие объёмы информации, например, стихи, сказки, иностранные слова. Я бы не рекомендовала учить ребёнка читать в 2 года, потому что мозг ребёнка незрелый для того, чтобы воспринимать причинно-следственные связи (как буквы складываются в слова). В этом возрасте ребёнок механически запоминает, поэтому, когда он перейдёт в среднюю школу, у него могут быть проблемы. Он будет механически запоминать материал, но не будет усваивать логику задания, он будет испытывать трудности в формировании причинно-следственных связей. Обычно такие дети становятся хорошими троечниками, без индивидуальности, без спонтанности, которая тоже необходима, без креатива, который нужен в школе. С этим будут проблемы, потому что детей начали учить тогда, когда они могли только механически запоминать.