Арутюнов Николай Рафаэлевич 13:44 31/10/2013
Ведущий конференции: Добрый день, уважаемые поклонники хорошей музыки. Меня зовут Владимир Полупанов. А в гостях у нас сегодня легендарный музыкант, блюзмен Николай Арутюнов. Приветствуем его в гостях у «Аргументов и фактов».
Арутюнов Николай Рафаэлевич: Добрый день всем, кто нас сейчас смотрит. Я очень рад быть здесь.
Ведущий конференции: Николай, вы являетесь автором гимна Олимпийских игр в Сочи. Это был какой—то заказ или эта песня была написана по велению души, а потом её уже рассмотрели в качестве гимна?
Арутюнов Николай Рафаэлевич: Хочу уточнить. Это гимн кампании по выдвижению Сочи как города проведения зимних игр. Я думаю, что к Олимпиаде будет написан другой гимн другими, более достойными людьми. Это была заказная работа, тем не менее, наверное, любой музыкант это скажет, я любую работу стараюсь сделать максимально хорошо. Я надеюсь, что этот гимн — не самая моя большая музыкантская доблесть.
Это было в 2006 году, да и лет 10 до этого, я был ещё достаточно активным игроком на поле прикладной музыки. Мало кто об этом знает, но это часть моей музыки, и я этим если не горжусь, то, во всяком случае, вспоминаю с удовольствием. В то время я писал довольно много прикладной музыки, в основном — рекламные ролики. Было много шоколада, напитков, сейчас уже всё не вспомню. Обычно я отвечал за весь цикл: сочинял, записывал. Я тогда был интересен тем, что мог спродюсировать живую запись, потому что многие писали «на расчёсках» уже тогда, а некоторые хотели рекламу с живым звуком. И это правильно, потому что живой звук лучше действует. Так вот, я сочинял, записывал, приглашал музыкантов (многие мои друзья заработали копейку тогда), и иногда пел. Крайне редко я пел чужие песни.
К 2006 году я тесно сотрудничал с одним рекламным агентством, где были милые, симпатичные люди. Они мне позвонили и сказали, что выиграли тендер на проведение рекламной кампании и должны для неё написать песню. Надо было показать единение нашего народа в желании провести Олимпиаду в Сочи. Я помню, как я тогда отреагировал. Я сказал: «В таком случае я буду писать песню к летним Олимпийским играм в Мурманске». Потом были технические вопросы, но в этот раз сложные, потому что, во-первых, я многое забыл, во-вторых, я многое хотел забыть, а в-третьих, я не очень понимаю всех перипетиях этой адской машины. Я предпочитал общаться с друзьями из рекламного агентства, но приходилось это делать и с другими людьми — заказчиками. Самый симпатичный из них — Дмитрий Чернышенко. Я на худсовет принёс 4 демки, надо было выбрать самую подходящую музыку. Он сказал, что мне доверяет, все ему понравились, но синклит выбрал одну, на мой взгляд, не самую крутую.
Потом началось общение с исполнителями. Здесь мне захотелось быстрее самоустраниться. Когда начался непосредственно процесс, это желание только выросло, потому что я вынужден был общаться, сразу подчёркиваю, не с исполнителями — с ними я общался не много, но многих из них знаю: Преснякова, Валерию, Пригожина. Я понял, что надо уходить, потому что обстановка была для меня очень нездоровая. Для них это было здорово. 2006 год — апогей развития русской поп-музыки. А я не привык к такому отношению к себе. Я привык общаться с людьми так, как хочу, чтобы они общались со мной. Никто не хамил, но я понял, что тут не нужен. Я даже сделал аранжировку, но она никому не понравилась. Потом я подумал, зачем я стараюсь. Я получил деньги за создание песни — и слава Богу. Я — адекватный человек. Я был недоволен, когда мою аранжировку отменили, причём голову морочили знатно. Надо было написать регги, хард-рок, русский рок, поп. Я всё это пытался сделать, а потом понял, что, наверное, люди хотели, чтобы их аранжировщик тоже что-нибудь заработал. Он всё здорово сделал, я помню окончательный вариант. Люди хорошо спели. Всё звучит. Весело, позитивно. Я думаю, что это сплотило наш народ в борьбе за Сочи (смеются) и показало всему миру то, что и требовалось от нас показать.
Ведущий конференции: Большинство музыкантов, если дают название своему коллективу, за это название держатся, потому что раскрученный коллектив, бренд, можно сказать. У вас была «Лига Блюза», которую вы благополучно закрыли, а потом были разные коллаборации: «Николай Арутюнов & Funky Soul», проект с белорусами «Николай Арутюнов & The Blues Barbarians», «Четверг Арутюнова» и т. д. Почему, всё-таки, вы закрыли «Лигу Блюза» и начали другие проекты, ведь по музыке это — то же самое?
Арутюнов Николай Рафаэлевич: Нет. Это заблуждение. Многие люди ценят меня как музыканта, как певца. Поскольку все эти группы похожи тем, что там один и тот же певец, и везде корневая музыка, будем говорить откровенно, не наша, то, наверное, это вводит людей в некоторое заблуждение. На эту тему есть великолепный пример. Я одному человеку говорю: «А вот с Funky Soul (мы долго с Funky Soul играли каверы) мы с Кареном наваяли свои песни и поём уже по-русски». А он меня спрашивает: «А в каком стиле?». У людей в голове не укладывается, что можно на русском языке петь не попсу, не шансон. С «Четвергом Арутюнова» был хард-рок, с Funky Soul — видно из названия, с белорусской группой «Варвары блюза» — блюз-рок. Это я понимаю, что это всё разные вещи, но это всё — корневые жанры, это англо-американская музыка, даже если я её пою на русском языке, то всё равно за версту несёт Новым Орлеаном.
Ведущий конференции: А что мешало в рамках «Лиги Блюза» петь все эти стили?
Арутюнов Николай Рафаэлевич: В рамках «Лиги Блюза» был сильный элемент хард-рока, начал появляться элемент фанка (была такая песня «В моём доме без меня»), там была психоделия с индийскими отливами («Ночной пловец»), джаз-рок был. И я понял, что это нехорошо. «Лига Блюза» — это блюзовая команда, но щупальца свои она далековато отпустила. Но не это было причиной. Причиной было время. Это было в 1999 году. Все начали чем-то ещё заниматься. Музыканты были сильные. У кого-то зуд сольного творчества появился в хорошем смысле этого слова. А это святая вещь. Я от этого начал уставать. Уже параллельно «Лиге Блюза» существовала группа «Четверг Арутюнова». И я понял, что мне есть чем заняться, тем более, что мы играли тогда хард-рок с Димой Четверговым. Я подумал, почему бы на этом не сконцентрироваться. Фанковый проект потом начался, в 2000-х годах. Но главная причина была в том, что в «Лиге Блюза» я стал себя чувствовать достаточно скованно. Я понимал, что дальше будет хуже. Придётся отменять некоторые концерты, замены уже пошли. А я этого не хотел.