Уминский Алексей Анатольевич 09:35 29/11/2012
Исторически пост перед Рождеством Христовым возник достаточно поздно в истории христианской церкви, потому что сама дата Рождества является условной. Нигде в Евангелие, ни в каких документах исторических не сказано время, точная дата, когда родился Христос. Эта дата была выбрана специально для того, чтобы в Римской Империи сместить акцент с языческого праздника зимнего солнцестояния на что-то иное. Праздник зимнего солнцестояния праздновался в Римской Империи как староязыческий праздник и чтобы понятие этого праздника было как-то нивелировано, решили, что в этот день будет праздноваться Рождество Христово как пришествие духовного света, духовного солнца. Наши богослужения во многих песнопениях называют Христа солнцем правды, поэтому это как бы символическое пришествие солнца правды на место празднования языческого праздника солнца казалось тогда очень логичным и естественным. Таким образом Рождество стало праздноваться 25 декабря по новому и по старому стилю соответственно. Рождество стало вторым праздником после Пасхи, а Пасха всегда была тем днем, который праздновали христиане все вместе. Причем день празднования Пасхи в течении какого-то времени не был установлен точно. Христиане Запада праздновали Пасху по одному календарю, христиане Востока - по другому. И только на первом Вселенском Соборе в 325 году установили праздновать Пасху так, как мы ее празднуем сегодня. Так как праздник Пасхи является праздником не только воскресения Христова, но и его крестной смерти, его искупительной жертвы, то христиане посчитали необходимым перед празднованием Пасхи соблюдать строгий пост в память того, как сам Христос 40 дней постился в пустыне. Первый пост, который был установлен – это Великий пост перед Пасхой. Когда возникло празднование Рождества – второго великого праздника, такого же значительного для христиан, то логично было установить пост и духовную подготовку к празднованию Рождества.
AIF.RU Ведущий конференций 09:38 29/11/2012
Рождественский пост не такой строгий? Хочу обобщить массу вопросов той категории людей, которые только начали прикасаться к посту и не знают, как подступиться, потому что много литературы. Дайте конкретные рекомендации, пожалуйста.
Уминский Алексей Анатольевич 09:38 29/11/2012
Устав Великого или Успенского поста – это все-таки рекомендации, которые складывались достаточно давно, тысячу лет назад, и эти указания о строгости поста в течение истории церкви преобразовывались. Надо понять, что все эти уставы поста писались монахами для монастырей, исходя из тех условий жизни, в которых они существовали. Существует несколько уставов Великого поста, которые мы можем найти в замечательной книге «Типикон». Там есть устав Студийских монастырей, которые были в Константинополе, и устав преподобного Саввы Освещенного тем монастырям, которые были в Палестине. Уставы разные и по строгости, и по наполнению дня молитвами, богослужениями, и по отношению к пище. Эти уставы стали некоей общей основой постящихся в течение веков. Так сложилось в традиции нашей церкви, что приближение к идеалу всегда очень поощрялось. Идеал – это сам устав, а устав дан для монастыря. Но люди, конечно, живут в разных условиях. Более того, люди живут в разных условиях не только климатических. Представьте себе Палестину, Константинополь и нашу холодную Россию. Понятно, что когда создавались уставы, о нас, бедных россиянах, никто не задумывался. Поэтому понятно, что когда много овощей, оливок, продуктов питания, типичных для Средиземноморья, это одно, а вот для России это все по-другому. Поэтому пищевая проблема всегда перед нами стояла.
У нас были уставы наших русских монастырей, которые сохранили свои собственные уставы поста по отношению друг к другу. Что касается нас сегодняшних, Церковь во многом изменила свое отношение к обязательности и строгости поста людей, мы не можем все поститься одинаково. Монахи постятся по-своему, священники - по-своему, люди, живущие в городах, постятся по-своему, те, кто живет в деревне, могут поститься по-другому, те, кто перегружен работой, вообще не всегда имеют возможность серьезно поститься. Петр Первый отменил посты для служащих в армии. Раз ты несешь службу, тебе тяжело. При патриархе Пимене Великий пост для учащихся семинарий был ослаблен таким образом, что в Великий пост, когда нельзя есть рыбу, учащиеся ели и сейчас едят рыбу, хотя эта семинария находится в стенах Троице-Сергиевой лавры, в монастыре. Поэтому вопрос о том, как питаться, что есть этим постом, каждый выбирает для себя, исходя из общих рекомендаций этого поста. Рождественским постом позволительно есть рыбу. Кто-то считает, что рыбу можно есть в воскресные дни, кто-то считает, что рыбу можно есть в течение недели, кроме среды и пятницы, а кто-то по своей необходимости может вкушать рыбу и каждый день. Мы знаем, что этим постом в отличие от Великого поста вкушение рыбы благословляется.
AIF.RU Ведущий конференций 09:41 29/11/2012
А почему рыбу можно есть, а молоко, насколько я знаю, нельзя пить?
Уминский Алексей Анатольевич 09:41 29/11/2012
Не могу ответить на ответить на этот вопрос, сам всегда задумываюсь. Это придумали те люди, которые составляли устав тысячу лет назад для нас. По-разному постятся взрослые и дети, женщины и мужчины. Поэтому вопрос вкушения или не вкушения молочных продуктов, находится прежде всего на совести самого постящегося. Если ты действительно нуждаешься в молочных продуктах или тебе удобнее поститься с молочными продуктами, но от рыбы ты можешь отказаться, тогда ты Рождественским постом отказываешься от рыбы, но позволяешь себе молочные продукты. Так тоже, наверное, человек имеет право поступить, потому что пост, имея общие рекомендации для всех, все-таки для каждого человека всегда бывает совершенно индивидуальным. Это надо понять. Пост – это тоже пространство нашей свободы. Иногда кажется, что Церковь – это пространство несвободы, где ничего нельзя, где надо делать так, как написано. Это не так. Церковь – это пространство твоей духовной свободы, твоего духовного роста и твоего свободного отношения к самому себе. Здесь главным критерием является твоя совесть, твоя вера, твоя ревность, твое желание как-то Богу угодить. Вопрос, зачем ты постишься?