Плавунов Николай Филиппович 08:54 01/06/2012
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. У нас в гостях сегодня первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Николай Филиппович Плавунов, а тема нашей беседы «Можно ли положиться на скорую помощь?».
Здравствуйте, Николай Филиппович! Огромное спасибо, что нашли время и пришли к нам в гости.
Плавунов Николай Филиппович: Здравствуйте!
Ведущий конференции: Скажите, пожалуйста, чем скорая помощь отличается от неотложной медицинской помощи? В чем принципиальная разница?
Плавунов Николай Филиппович: Скорая помощь – это самостоятельная медицинская организация. Скорая помощь в Москве является самой крупной медицинской организацией не только в России, но и в Европе. У нас работает порядка 12 тысяч сотрудников. Каждый день на линию выходят более 1000 машин скорой помощи, которые оказывают медицинскую помощь жителям г.Москвы. Это единственная скорая помощь в России, которая располагает всеми типами бригад скорой медицинской помощи. В соответствии с нормативной базой на сегодняшний день их 15 и все эти бригады присутствуют в нашей московской скорой помощи. Неотложка – это подразделение районной поликлиники. Различие со скорой помощью заключается и в транспорте, это совершенно разные автомобили. Скорая помощь – это совершенно специальная машина. На скорой помощи имеется 3 типа автомобилей различной комплектации в зависимости от бригады: врачебной, фельдшерской, специализированной, реанимационной, детской и т.д. Неотложка выезжает на обычной машине «Волга», она оснащена носилками, но тем не менее это легковая автомашина, это, как правило, один врач – терапевт или педиатр в зависимости от профиля поликлиники. Скорая помощь – это бригада: врач-специалист и 2 фельдшера. Естественно отличаются и поводы вызова скорой и неотложной медицинской помощи. Неотложка работает в районе своей поликлиники. Как правило, это легкие поводы для оказания медицинской помощи: легкое недомогание, повышение температуры, какие-то проблемы у хронического больного, которые не связаны с осложнениями, угрожающими жизни пациента и т.д. Скорая помощь – это выезды на улицу, в общественные места, места массовых мероприятий, ДТП, это все поводы, угрожающие здоровью и жизни человека. Все, что связано с угрозой жизни человека или с осложнениями, которые могут возникнуть в случае неоказания своевременной медицинской помощи, относится к категории скорой медицинской помощи.
Ведущий конференции: Неотложная медицинская помощь призвана уменьшить нагрузку на скорую помощь?
Плавунов Николай Филиппович: В том числе и это, потому что зачастую человеку не требуется выезд бригады скорой медицинской помощи. Если брать стоимость выезда неотложной помощи и скорой помощи, то выезд скорой помощи стоит дороже в 5-6 раз. Человеку, у которого поднялась температура совершенно не требуется скорая медицинская помощь, можно и самому себе оказать помощь: в начале заболевания вызвать врача или неотложку из поликлиники, приедет врач, даст консультацию по дальнейшему лечению заболевания, тем более, что в Москве вызов неотложки очень доступен. Помимо того, что есть прямые городские номера, которые имеются во всех районных поликлиниках, неотложку можно вызвать и через скорую помощь, набрав 03. На скорой помощи в оперативном отделе специально выделены два пульта, которые работают круглосуточно. Диспетчер ваш вызов переадресует в соответствующую неотложку по месту вашего жительства. Проблем никаких не возникает. Такой путь тоже возможен. Когда в прошлом году мы начинали заниматься неотложной помощью взрослым (до середины прошлого года в Москве не было взрослой неотложной помощи), было 40 бригад, сейчас уже 46, а к концу этого года будет 76 бригад неотложной помощи. Если на первых этапах примерно 10% вызовов неотложной помощи взрослым поступало от населения, а 90% - через 03, то сегодня благодаря тому, что мы работаем с населением, уже более 60% неотложки мы получаем от населения напрямую и только 40% идет через скорую помощь. Я думаю, что через некоторое время мы выйдем на цифры 80% - 20%.
Ведущий конференции: Скажите, пожалуйста, а есть ли определенные нормативы, за сколько времени машина скорой помощи должна приехать на вызов?
Плавунов Николай Филиппович: Что касается скорой помощи, то в нормативных документах сформулировано так: подстанция скорой медицинской помощи располагается с учетом 20-тиминутной транспортной доступности от крайней точки района обслуживания. Естественно в Москве сложно выдержать это требование. Это связано с застройкой города, ростом Москвы, новыми территориями, поэтому у нас на сегодня в городе развернуто 54 подстанции скорой медицинской помощи. С 1-го июля к Москве присоединится большая территория, там мы тоже планируем развернуть 3 новые подстанции скорой помощи. Система работает так, что если вдруг по каким-то причинам на подстанции, куда поступает вызов, нет свободной бригады, то вызов моментально передается на ближайшую подстанцию, то есть идет перекрестное обслуживание районов, это очень помогает в нашей работе.
Еще один фактор, который влияет на работу скорой помощи, это наличие оперативной связи. Сегодня наша скорая помощь оснащена системой навигации позиционирования, то есть все бригады скорой медицинской помощи имеют так называемый абонентский комплект, по сути это мини-компьютер, в котором заложены определенные программы – когда поступает вызов, на дисплее все отображается: место вызова, время, фамилия пациента, телефон пациента. По этому же абонентскому комплекту, он работает и как телефон, можно связаться с больным по пути к нему или с родственниками, чтобы что-то уточнить, можно связаться с другими оперативными службами, попросить место на госпитализацию. Мало того, этот комплект позволяет делать ЭКГ, если выезжает фельдшерская бригада. Снимается ЭКГ, передается на станционный кардиологический пульт, кардиологи расшифровывают кардиограмму и дают рекомендации по лечению пациента. Этот же комплект автоматически прокладывает самый короткий маршрут к этому пациенту.
Сегодня все процессы скорой помощи, начиная от получения вызова и кончая его завершением, полностью автоматизированы. У каждого диспетчера на нашем центральном диспетчерском пункте стоят 2 монитора: один монитор информационный, где диспетчер видит состояние бригад, наличие свободных бригад и т.д., второй монитор – картографический, на котором видно, где какая бригада находится. Все это в разных цветах: свободные бригады – зеленые, занятые бригады в сером цвете отображены. Как только поступает вызов, сразу в автоматическом режиме появляется круг на экране, который составляет 2,5 км от места вызова, и уже в этом круге диспетчером ведется поиск ближайших бригад. Сегодня понятие район обслуживания утратил свое актуальное значение, потому что, если поступает вызов, где состояние пациента угрожает его жизни, не нужно искать бригаду именно этой подстанции, любая ближайшая бригада скорой медицинской помощи едет по этому вызову, лечит больного и потом едет к месту своей постоянной дислокации, если не получит вызов по дороге. Это очень удобно, чтобы бригада постоянно не возвращалась на подстанцию, не тратила на это время. Мы на этом очень много времени выигрываем.
Ведущий конференции: Вы рассказываете про информатизацию, а у меня даже чувство гордости появляется.
Плавунов Николай Филиппович: Можно даже сделать выездную конференцию, посмотреть, как происходит работа в оперативном зале, там хорошо видно, как работает скорая помощь.