Осоченко (Крушинская) Екатерина 10:42 20/10/2011
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! В эфире «АиФ-онлайн». Меня зовут Наталья Кожина. У нас в гостях сегодня журналист, автор книги «Легко родить легко», а самое главное мама четверых замечательных детей Екатерина Осоченко. Добрый день!
Екатерина Осоченко: Добрый день!
Ведущий конференции: Екатерина, немного скорректировали наши планы пробки. Но у нас есть чудесный повод пообщаться, это выход в свет этой замечательной книги, которая появилась благодаря «АиФ-Здоровье» совместно с издательством «Питер». Это первая книга, Катя? Здесь, наверное, тоже было много волнений? Хотелось бы узнать, что собственно Вас подвигло на написание этой книги.
Екатерина Осоченко: Наверное, моя природная склонность к графомании (смех). Я работала журналистом на радио, занималась новостями, общественно-политическими темами, но когда ушла в декрет во второй раз, поняла, что уже выпадаю немного из контекста, и начала писать понемногу статьи для материнских журналов, потом родился третий ребенок и на основное место работы, на радио «Эхо Москвы» в Екатеринбурге я уже не вышла, продолжала сидеть дома и писать темы для разных екатеринбургских журналов. Случалось так, что я прихожу к какому-нибудь интересному человеку, будь то педиатр, психолог, гинеколог, задаю какой-нибудь вопрос и пишу статью, но из всего, о чем мы говорили в течение полутора часов, в статью идет только небольшой фрагмент, а остальное складывалось в «длинный» ящик. Все там лежало. Одна статья, другая статья. «Беременность и роды», «Грудное вскармливание», «Кесарево сечение». Я поняла, сколько накопилось материала, я на нем сижу, как собака на сене, я просто не имею права его хранить. Постепенно я его скомпоновала в книгу, а самое главное, очень часто подруги и знакомые писали или звонили и говорили: вот мне сделали кесарево сечение, а психолог говорит, что надо адаптировать ребенка, что ты посоветуешь? У меня было такое интервью, я его высылаю. У меня были отеки во время беременности. У меня было интервью с диетологом. Вот тебе еще одно. Потом поняла, что это все можно сложить в одну книжку. Это не просто какие-то комментарии экспертов, книга дополнена, может быть даже это основное ядро в ней – моим личным опытом, поскольку все-таки четверо детей, самый разнообразный опыт рождения. Я ее задумала и начала писать, когда родилась третья дочь, а закончила накануне рождения четвертой дочери, буквально ночью я ее закончила, а наутро начались роды. Это очень символично – между двумя девочками прошло четыре года и родилась книга. Вот если бы я была беременной , мне бы не хватало такой книги, где коротко, ясно, блоками обо всем, и разные точки зрения, а не одна. Часто, когда мне хотелось прочесть книгу на эту тему, я брала ее с полки в магазине и тут же закрывала: Делайте так, а не иначе и будет вам счастье! Но поскольку я человек мыслящий, все время в голову приходили вопросы: А почему так? А какие еще есть точки зрения? Именно так я написала свою книгу, и именно такому читателю, вдумчивому, адресована моя книга, который не просто слепо выполняет рекомендации, а задается вопросом: почему именно так, а не иначе.
Ведущий конференции: Катя, не для кого не секрет, особенно для тех, кто сидит в интернете, у Вас была статья по поводу домашних родов. У нас есть вопросы относительно этого. Насколько мне известно, трое из Ваших детей родились дома. Этот опыт тоже есть в книге? Вы все-таки выступаете за то, чтобы женщины рожали дома? Какова Ваша позиция?
Екатерина Осоченко: Во-первых, я не за что не выступаю. Я считаю, что домашние роды не для всех, к этому каждый приходит сам, точно также, как кто-то исповедует ислам, кто-то православие, кто-то буддизм. В какой-то степени это, может быть, какая-то религия, это убеждение, это точка зрения. Поймите меня правильно, домашние роды – это не религия, это следствие того образа жизни, который ведет человек, тех убеждений, которые он имеет. Поэтому еще раз повторю, я не призываю всех к домашним родам, но если человек хочет родить дома, я считаю, никто не вправе ему помешать. А еще я хотела немного рассказать о том, как я создав эту книгу, пыталась ее продвинуть. Я в то время уже жила в Москве. Пришла на книжную ярмарку. Прошла стенды, наверное, 10 разных издательств, и у каждого стенда говорила: я новый автор, написала книгу, вот о ней небольшое сообщение. В ней есть такие-то темы. Увидев строчку, где я говорю о домашних родах, мне говорили: До свиданья, мы это не публикуем. Я честно говорю, что именно из-за этой темы минимум 7 издательств отказались публиковать эту книгу. Издательство «Питер» мне симпатично тем, что они очень корректно обошлись с моей авторской мыслью и в сам контекст они не врезались. Мне еще повезло с тем, что я нашла экспертов с обеих сторон: и сторонников естественного рождения, и медицинские работники, которые тоже поддержали, прочитав главу о домашних родах. Рецензент книги, профессор Старцева из Перми, ей уже за 70 лет, но у нее совершенно потрясающее мировоззрение для медика старой закалки. Она написала статью «Агрессивный акушерский вандализм или материнство под угрозой» и в этом вся ее позиция, то есть она говорит о том, что часто медики могут нанести вред рожающей женщине, они должны быть более корректны. Ее позиция отражена в книге, так же, как и позиция многих других медиков. Когда я нашла свое издательство, мы начали делать эту книгу. Постоянно идут вопросы про домашние роды. Это очень острая тема. Именно поэтому я считаю, что о ней надо говорить, есть спрос. Надо говорить не о том, как нам загнать всех женщин в роддом и привязать их к койке, надо задать другой вопрос: почему женщины хотят рожать дома, что заставляет их панически бежать из роддома.
Ведущий конференции: Почему Вы не захотели больше рожать в роддоме? Понятно, что это было достаточно давно, но что Вам там не понравилось?
Екатерина Осоченко: Здесь как раз вопрос мотивации. Мотивация может быть как от противного, так и от позитивного. Родив первого ребенка в родильном доме, поскольку я не готовилась к родам, сознание мое было незрелым и вообще мне было просто лень прочитать книжку о том, что и как со мной происходит, я ответственность полностью положила на врачей, сейчас они мне все сделают как надо, завернут ребеночка, я его получу и пойду. Эта позиция сыграла со мной злую шутку. Я не в коей степени не хочу обвинить сотрудников родильного дома, они мне очень помогли, но по-другому в тогдашнем своем сознании я не могла родить. Если бы я задумала в 1997 году рожать дома, наверняка это был бы какой-то провальный вариант, поэтому мне необходимо было поехать в роддом, но мне было очень тяжело, не хочу пускаться сейчас в физиологические и психологические особенности, но в течение 3-х месяцев с момента рождения ребенка я рыдала и говорила, что ни один мужчина ко мне больше не подойдет и, если у меня и будут дети, но только не в роддоме. Вот такое было для меня переживание, но винить врачей в том, что они плохо обошлись со мной, я бы не стала, просто я была не готова. Соответственно после такой позиции, что мне оставалось делать? Я стала собирать информацию о том, что и как. Первый репортаж свой, я училась тогда в Школе BBC в Екатеринбурге, я сделала о домашних родах. Это была большая 10-тиминутная радиопередача. Наша английская преподавательница была удивлена, я только позже поняла, почему. Для них вообще такой проблемы не существует. Домашние, не домашние. А у меня это был острый репортаж. Были медики, которые говорили: как бы нам всех женщин загнать в роддома. И были сторонники естественных родов, которые говорили практически с теми же интонациями: как мы ненавидим родильные дома. Я поняла, что истина где-то посередине. И к 2003 году уже было осознанное решение родить ребенка дома. Я специально ходила на курсы, я читала множество книг, я смотрела видеофильмы, я занималась с психологом, с диетологом мы корректировали питание. Кроме этого я наблюдалась в женской консультации, и врачи до последнего не знали, что я буду рожать дома. Я хотела знать, какие анализы, как лежит ребенок перед самыми родами. На тот момент мне это было необходимо для уверенности. Я передала эти данные своей акушерке, она ознакомилась с моей картой, пришла домой, когда начались роды и приняла ребенка. Это было совершенно не то, что было в родильном доме, то есть о психологии домашних родов можно отдельно говорить. Сравнив опыт 1997 года и 2003, я поняла, что больше в родильный дом я не поеду, только по каким-то крайним показаниям. Я и сейчас, если забеременею в пятый раз, не буду говорить: только дома и все! В родах может случиться самое разное. Вдруг что-то пойдет не так, всегда можно набрать 03 и отправиться в роддом или даже лечь на сохранение.
Ведущий конференции: А Вам страшно не было первый раз? У меня такое ощущение сложилось, что Вы за то, чтобы осмысленно к этому процессу подходить, но какое уж тут спокойствие?
Екатерина Осоченко: Не надо думать, что я какая-то необыкновенная. Все женщины, которые рожают, в глубине души испытывают страх. Не важно, где проходят роды. В родильном доме тоже страшно. Мне спокойнее у себя дома в ванне, сел, родил, встал, пошел.
Ведущий конференции: Скажите мне, пожалуйста, Катя, в Вашей книге немного описывается развитие акушерства в России, если разница в восприятии себя в роли мамы за границей и у нас в России?
Екатерина Осоченко: Да, поскольку я изучала этот вопрос. Хочу вернуться к своему репортажу 1998 года, когда британская журналистка, узнав о том, что вообще какая-то проблема вокруг домашних родов в России существует, очень удивилась. Оказывается, у них давным-давно существует, по крайней мере в Дании, Голландии, Великобритании, система помощи в домашних родах. Если женщина хочет рожать дома, это ее добровольный выбор. Есть коммерческая клиника, она может заплатить деньги и отправиться туда. Есть коммерческая акушерка, которая примет роды у нее дома. Здесь даже не финансовый вопрос, а вопрос прав. Государство оставляет за женщиной право выбора: рожать дома или рожать в клинике. Ситуация с домашними родами в нашей стране отражает печальное положение системы родовспоможения в целом, и правовых вопросов в том числе. Если бы у нас существовала система сертификации, акушерки получали диплом и проходили соответствующие курсы, принимали роды на дому, у них была бы какая-то оперативная связь с медиками, скорой помощью, чтобы была какая-то альтернатива. Есть родильный дом, где женщина чувствует себя спокойно, многие мои подруги рожают в роддомах, я не перестаю из-за этого с ними дружить. Им необходимо это, мне тоже когда-то он был необходим, и возможно понадобится в будущем. Но те, кто чувствует, что им не нужен родильный дом, точно также должны иметь право и иметь возможность воспользоваться этим правом родить спокойно в домашней обстановке в присутствии квалифицированного персонала или без него, если они считают, что способны на это. Но это вообще отдельная тема, которая появляется в последние годы. Так называемые сольные роды. О них мало говорят, и идет такая нехорошая компания в интернете, когда этих мамочек обвиняют и всякими словами обзывают за то, что они «лишили своего ребенка права на оказание медицинской помощи». Но есть такие люди, которые берут на себя ответственность за то, чтобы родить дома без присутствия медицинского персонала вообще. Позиция здесь такая: это интимный процесс, зачатие ребенка произошло без медика, рождение его при соответствующем настрое тоже может пройти без медиков. Мой четвертый ребенок родился без присутствия акушерки. Пока я писала эту книгу, я общалась с акушерами из Волгограда, Перми, Екатеринбурга, Петербурга, Москвы, много людей было рядом, я чувствовала уверенность. Не зря говорят, что у беременной женщины интуиция развита очень сильно. Моя интуиция говорила, что мы справимся, а главное – впервые в жизни испытав опыт рождения вдвоем, я поняла, что вмешательство третьего лица нарушило бы их течение. Точно также, как вы вдвоем в постели с любимым, у вас все хорошо, и вдруг появляется медик и говорит, что вам делать. Это был такой момент единения матери и отца, которые встречают своего ребенка. Перед родами мы сделали УЗИ, муж хотел посмотреть, как лежит ребенок, нет ли обвития, он знал, что это в его руках, это его ответственность, он хотел принять этого ребенка. И я чувствовала, что полна ответственности и решительности, я совершенно не опьянена этим, и если пойдет что-то не так, я могу вызывать Скорую помощь, и все будет нормально. Это ощущение, что мы справляемся, сделало роды совершенно удивительными, не такими, какими они могли бы быть даже в присутствии акушерки в домашних условиях. Ни в коем случае это не панацея, не рецепт для всех. На тот момент это было наше внутреннее убеждение, наше ощущение, что вот сейчас именно так должен родиться этот ребенок и так должно получиться. В 6.30 мы родили ребенка, а в 9 я была уже в женской консультации. Еще раз подчеркиваю, это не сценарий для всех. Так получилось, что Бог наградил нас, все получилось, ребенок здоров, я здорова.
Ведущий конференции: Мне хотелось бы немного заострить внимание вот на чем. У Вас супруг принимал ребенка. Есть вопросы о том, стоит ли пускать супруга на роды, мужчины очень впечатлительные, долго приходят в себя после этого. Что Вы можете сказать по этому поводу? Хотя, Вы делитесь своим опытом, а Ваш опыт скорее исключение из правил, таких пар не очень много.
Екатерина Осоченко: Меня радует, что их с каждым годом становится все больше. С начала 20-х годов произошла катастрофа в акушерстве и гинекологии, когда акушеров и гинекологов объединили, в женских консультациях стали акушеры-гинекологи. Человек утром делает аборты, во второй половине дня он принимает беременных. Это неправильно. Это с энергетической точки зрения неправильно. Это фальшиво. Это неверно. Должны быть отдельно беременные и отдельно те, кто страдает от каких-то патологий, и их необходимо лечить.
Ведущий конференции: А муж и жена, которая должна родить, они должны быть отдельно?
Екатерина Осоченко: (смех) В свое время я написала статью «Мужчина в пространстве родов: свой или чужой». В момент, когда медики стали активно вмешиваться в акушерство, в родильной палате появился мужчина-врач. Если уже есть мужчина, то куда еще одного мужчину, и отец ребенка оказался вытеснен из родового пространства. Есть врач, у него прерогатива, он специалист, а я что, я постою в стороне или пиво попью, пока моя жена рожает моего ребенка. Здесь произошло разобщение, отец дистанцировался. Есть мама с детьми и есть папа, который пьет пиво за здоровье своих детей, потому что есть специалист, которому он поручил, заплатил. Сейчас идет обратный процесс. Папа пытается вернуть себе утраченное право находиться рядом с женой. Многие пары это осознают и это хорошо, но все находятся на разном уровне осознания, и мужчины по-разному осознают. Кто-то несет на себе этот стереотип, думая: Это вообще не мужское дело. Просто такой у них путь. А есть мужчины, которые говорят: Мой ребенок рождается! Мой наследник! И поэтому когда задают вопрос, должен ли папа присутствовать на родах, он ничего не должен, если эта установка навязывается ему извне. Но если он чувствует потребность, необходимость участвовать, то нельзя ему запрещать. В книге об этом написано много «Партнерские роды». Там есть глава, как расставить фигуры по позициям. В нашей ситуации муж принимал роды, и по-другому мы не могли расположиться. Но чаще, когда мужчина как-то комплексует, его можно поставить не в зоне ребенка, а в зоне матери: он будет поддерживать ее, вытирать пот, держать за руку, шептать на ухо какие-то слова, там, где выходит ребенок, он присутствовать не будет. Возможно это убережет его психику от каких-то травм, если он очень чувствителен. Рассказы о мужчинах, которые упали в обморок в родовой палате, это совсем не вымыслы. Нельзя винить тех мужчин, которые не могут переступить порог родовой палаты, они должны быть вовлечены в процесс, им обидно. Это неправильно, когда женщины отстраняют их. Поручите ему контакты с родственниками, выбор подгузников, ремонт в детской, покупку коляски, кроватки. Не участвует в родах, но участвует в подготовке пространства для ребенка.
Ведущий конференции: Есть разные способы родить. Один из них, когда роды сопровождаются пением. Что-то Вам известно об этом?
Екатерина Осоченко: Да, немного. У меня есть опыт занятия йогой, не скажу, что это глубокое мировоззрение, но я знакомилась с этой темой и сейчас немного практикую по утрам простые упражнения. В йоге есть убеждение, что горловая чакра и чакра, которая отвечает за деторождение, взаимосвязаны. Горло и матка – это канал творчества. Горлом мы творим слова, через матку мы творим будущую жизнь, и поэтому, если горло мы открываем, звучим, то и матка, что называется звучит, она выпускает ребенка. Это действительно так, многие техники на этом построены. Мы стонем, кричим, соответственно внизу все раскрывается, ребенок легче выходит. И не до затыкать роженице рот, несколько раз в жизни, пока ты рожаешь своих детей, можно и покричать.
Ведущий конференции: Но у Вас есть описание этой техники?
Екатерина Осоченко: Горловой? Нет пока, я не включила ее, но дыхательная техника, которую я сама использовала, описана. «Выдыхаем боль» - это еще одно универсальное средство, которое может использоваться не только роженицами. Вы стоите где-нибудь в автобусе, вам наступили на ногу, вы держите тяжелую сумку, у вас что-то затекло, не пытайтесь сразу поменять положение, а просто направьте внимание туда, где больно, и дышите. У вас затекла рука, вы дышите, стараясь расслабиться в напряженной ситуации. Рука напряжена, но выдыхая, вы представляете, что она расслабляется. Это такая практика, которая помогает впоследствии не только в родах, но и вообще в жизни. Дышать, успокаиваться, раскрываться, где ты чувствуешь зажим. Обидели тебя, в горле ком, подышали, растворяешь его дыханием.