Изобретатель открытки
«Ещё в середине XVIII века в Париже появились визитные карточки, которые развозили по адресам накануне Рождества, — рассказывает Ольга Симонова, главный хранитель Русского музея фотографии в Нижнем Новгороде. — Но родиной первой рождественской открытки считается Англия. Английский художник Добсон в 1794 году нарисовал для своего приятеля карточку, на которой изобразил семью около ёлки. В серийном производстве рождественские открытки появились тоже в Англии, но почти на пятьдесят лет позже».
Некий чиновник сэр Генри Коул решил поздравить своих родных оригинальным способом: попросил друга-художника изобразить на рождественской открытке семью самого Коула и его благочестивые деяния. Открытку размером 12×7 украшала подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!».
Рождественский сюрприз удался: открытка умела невероятный успех не только у близких семейства Коулов, но и у многочисленных знакомых. Предприимчивый чиновник решил отпечатать дополнительные экземпляры открытки и продавать каждую по шиллингу. Позже эти открытки пошли в серийное производство.
«Именно почтовые карточки, в том числе и рождественские, изобрели немцы, — объясняет Ольга Симонова. — Вскоре почтовые открытки стали распространяться по всему миру».
От немецких открыток — к отечественным
В Россию первые рождественские открытки в 90-х годах XIX века привозили купцы из-за границы, в основном из Англии и Германии. Открытки сопровождались поздравительным текстом на английском или немецком языках, что считалось особым шиком. Однако душа россиян требовала поздравлений на родном языке. Поэтому всё чаще русские промышленники закупали рождественские открытки, на которых было только изображение, а поздравление «С Рождеством Христовым!» наносили на него позже. Из-за этого открытки стоили дороже и считались роскошью. Когда их начали печатать в Германии специально для России, открытки стали дешевле и доступнее для многих людей.
«Первые рождественские открытки российского производства были выпущены с благотворительной целью, — говорит хранитель музея. — Община св. Евгении в Петербурге издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам местных художников к Рождеству 1898 года».
Книжные издательства находили изготовление открыток весьма прибыльным делом и для увеличения продаж акцентировали внимание покупателей на национальном самосознании. Одно из издательств гордо сообщало своим читателям: «Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где всё так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины».
Открытка как искусство
Рождественские открытки в дореволюционной России стали настоящим искусством. Разнообразие форм и материалов, из которых они изготавливались, трудно описать: глянцевые, из папье-маше, тиснённые и отделанные текстилем, тесьмой и блёстками, на полотняном картоне, гравюрные с золотым обрезом и плюшевые — словом, на любой вкус и кошелёк.
«Кстати, у россиян было очень трепетное отношение к почтовым открыткам , — продолжает Ольга Симонова. — В те времена все 23 государства Всемирного почтового союза придерживались установленного международного стандарта величины открытки (9×14 см). А в России таких ограничений никогда не было».
Фантазия художников не знала границ, поэтому на рождественских открытках изображались как библейские сюжеты, так и моменты жизни обычных людей: картины деревенского быта, наряженные ели, свечи, тройки лошадей. Особенно часто рисовали детей в виде ангелов, а также детские зимние забавы.
«Рождественские и новогодние открытки делали лучшие художники и печатники, — говорит Ольга Симонова. — Вскоре заинтересовались этим видом искусства и фотографы: наряду с рисунками на рождественских открытках появились фотообразы».
Фотохудожники на рождественских открытках чаще всего лишь намекали на суть религиозного праздника: их больше интересовали сами фотографируемые люди. Это влюблённые пары, счастливые семьи, дети с ёлками и ангелы.
«Вот любопытная открытка, — улыбается Ольга Симонова. — На карточке с изображением привлекательной молодой девушки, держащей на плече еловую ветку, некоего Лёню поздравляет с Рождеством его брат Н. Фёдорович. Можно сказать, что это своего рода старинный рождественский пин-ап». («Пин-ап» — стиль американской графики середины XX века, его отличительная черта — сюжет. Чаще всего это изображение красивой, иногда полуобнажённой девушки. — прим. ред.)
Русские люди писали много и охотно. Взрослые и дети, аристократы и простой люд, родственники и друзья. Поздравления с Рождеством могли быть безыскусными или поэтически оформленными.
Вот некий Сергей Фролов пишет из Казани в Симбирск Александре Грачёвой поздравление с 1915 годом: «Поздравляю с высокоторжественным праздником Рождества Христова! Желаю встретить его в добром здравии и веселии». Некую Варвару Федосеевну Прозоровскую из Вологодской губернии поздравляет с Рождеством её племянница и заодно сообщает о своём положении: «Я живу у Анны Александровны и часто вспоминаю вас. Хотела бы знать, как вы живёте».
Тётя Оля в декабре 1913 года поздравляет с Рождеством Христовым «милых детишек — дорогого крестника Колю, Шуру, Галю и бутуза Витю», интересуется, весело ли прошли у них именины.
В декабре 1916 года священника из села Вача Муромского уезда, отца Павла Побединского, поздравляет его сестра и добавляет: «Давно что-то нет от вас никакой весточки. Все ли вы там живы и здоровы? Забыли нас, сирот. Скоро ли свидимся?».
«Когда читаешь эти открытки, особенно датированные предреволюционными датами, — говорит Ольга Симонова, — то невольно думаешь, что стало со всеми этими людьми, как обошлась с ними история».
Изгнание Рождества
Революция 1917 года прервала традицию посылать рождественские почтовые открытки: новая власть начала бороться с «буржуазными пережитками». Правда, не сразу: при Ленине ещё устраивались так называемые кремлёвские ёлки, а вместо Рождества отмечали Новый год. После его смерти был распространён особый циркуляр, в котором говорилось, что рождественский праздник со святочными рассказами и ёлками якобы вреден для воспитания пролетарских и крестьянских детей. Специальные комиссии ходили по домам и проверяли, не отмечают ли где-нибудь Рождество. Новогодние игрушки не выпускались, а ёлки запретили. Всё, что было связано с Рождеством и Новым годом, ушло в подполье.
Но люди никогда не забывали о замечательных рождественских открытках, хранили их годами и даже использовали по назначению: тайно отправляли друг другу открытки, изданные ещё до революции.
«Видимо, зная об этом, советские власти решили возродить новогоднюю ёлку в 1935 году, — напоминает Симонова. — В газете «Правда» напечатали статью «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!», после которой новогодние праздники стали возрождаться. А с появлением новогодних ёлок возродилось и печатание новогодних почтовых карточек. Изгнать чудесный праздник из сознания народа не удалось».
Серийный выпуск новогодних открыток наладился в 50-х годах: на них красовалась надпись «С Новым годом» на фоне кремлёвских звёзд и Деда Мороза. Но рождественских открыток среди них уже не было. В России они начали робко возрождаться только в конце XX века. Часто это были репродукции со старинных открыток, созданных ещё до революции.