Примерное время чтения: 7 минут
18603

Быть учёным престижно. 62% школьников испытывают гордость за нашу науку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Фронт до ушей 16/11/2022 Сюжет Национальные проекты
АНО «Национальные приоритеты»

В России идёт Десятилетие науки и технологий. Его основные задачи – рассказать, какими достижениями учёных гордится наша страна, привлечь в сферу исследований талантливую молодёжь, поддержать перспективные проекты.

Российская наука стремительно развивается. В нашей стране работает самый мощный в мире нейтронный реактор, установлен самый большой в Северном полушарии нейтринный телескоп, строится уникальный синхротрон поколения 4+ и многие другие.

2021 г., согласно указу Президента РФ В. В. Путина, был объявлен Годом науки и технологий. На его заключительном мероприятии – Конгрессе молодых учёных – во время встречи президента с молодыми исследователями прозвучало предложение: провести Десятилетие науки и технологий. И оно было поддержано.

Это Десятилетие продлится до 2031 г. и станет масштабным этапом в развитии отечественной науки и технологий. Его задачи – привлечь талантливую молодёжь в сферу исследований, повысить доступность информации о достижениях российских учёных, поддержать интересные проекты и вовлечь разработчиков в решение актуальных проблем страны.

Десятилетие науки и технологий включает в себя комплекс инициатив и проектов. По всей стране при поддержке государ­ства пройдут просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, заработают образовательные платформы, будут проведены конкурсы для всех желающих. Например, одной из инициатив станет «Научно-популярный туризм». Он поможет людям больше узнать о российской науке в формате экскурсий и трэвел-шоу. Также получат развитие научное волонтёрство и строительство тематических детских площадок.

Но помимо новых проектов продолжатся те, что появились в Год науки и технологий и раньше. Это конкурс научно-популярного видео «Знаешь? Научи!», конкурс «Наука. Территория героев», Всероссийский фестиваль «Nauka 0+» и другие.

«Наука рядом»

Суть этой инициативы в том, чтобы вовлекать подрастающее поколение в исследовательскую деятельность через знакомство с учёными и их разработками. Такие акции проводятся ежемесячно. Школьники из разных регионов России посещают научные институты и технологические предприятия. С 2021 г. в этих экскурсиях приняли участие более 3 тыс. ребят по всей стране.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Темы экскурсий меняются каждый месяц. Как правило, они приурочены к какому-либо научно-техническому празднику или событию. Например, в сентябре школьникам были предложены «космические» экс­курсии. Поводом стал юбилей К.Э.Циолковского, осново­положника космонавтики.

Так, юные москвичи посетили центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ. Во время экскурсии ребята посмотрели экспозицию, увидели изнутри уникальный 60-метровый купол. В компании экскурсовода они совершили путешест­вие в мир истории отечественной космонавтики, пройдясь по «Космическому бульвару», познакомились с нюансами создания ракет в «Конструктор­ском бюро» и помечтали о собст­венных полётах в «Космодроме будущего».

В Калужском государственном университете им. К.Э.Циолковского школьникам прочитали лекцию. В Оренбургском государственном университете научили ориентироваться по звёздам в планетарии и показали фильм о Солнечной системе, астероидах и спутниках.

В МГТУ имени Н. Э. Баумана гостям организовали экскурсии по корпусу специального машино­строения, где студенты самостоятельно производят спутники. Кадеты из Самары посетили Музей авиации и космонавтики в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королёва. Им показали подлинные изделия, агрегаты и макеты авиационной и ракетно-космической техники, рассказали об истории российской авиации и космонавтики. А школьники из Санкт-Петербурга отправились в музей КБ «Арсенал» имени М. В. Фрунзе, где ребята узнали о том, какую роль играют инженеры этого конструктор­ского бюро в ракетно-космической отрасли страны.

«Космонавтика – одна из самых увлекательных и вместе с тем наиболее сложных профессиональных сфер, – отмечает гендиректор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина. – В сентябре акция «Наука рядом» дала школьникам возможность узнать, как развивалась космонавтика, какие проекты в ней сегодня реализуются. Для ребят, увлекающихся математическими и инженерными науками, интересно узнать об отрасли подробнее и, возможно, проявить себя в этом направлении».

В прошлые месяцы в рамках акции «Наука рядом» школьники посещали атомный ледокол «Ленин» в Мурманске, учились выделять ДНК клубники в Ростове-на-Дону, учили робота ­командам в Томске и делали много других интересных вещей. Экскурсии октября были приурочены ко Дню инженера-механика в России, ноября – ко Дню работника транспорта, а в декабре их посвятят Дню ­энергетика.

«Учёные в школы»

7 октября стартовал ещё один проект инициативы «Наука рядом». Он называется «Учёные в школы». В этот день в Москве более 100 молодых исследователей, профессоров и академиков провели уроки: они рассказали детям, что такое наука, какую пользу она приносит обществу и почему её стоит выбрать в качестве своей профессии.

Благодаря этим урокам школьники узнали о том, как напечатать на 3D-принтере робота и ракету, как построить квантовый компьютер, как добывают полезные ископаемые и разводят сельско­хозяйственных животных. Ребята выяснили, чем занимаются океанологи, где находят применение нейросети, как создать суперматериал, как эффективнее учить иностранные языки и лучше овладеть родным русским. Значительная часть занятий была посвящена профессиональной ориентации. Специалисты объясняли детям и подросткам, какие профессии будут востребованы в ближайшее время и что нужно для их освоения.

Такие лекции будут продолжены. Планируется, что в целом по стране будет проведено более 600 открытых уроков с участием экспертов из сферы науки и технологий. Они расскажут школьникам о своих исследованиях и разработках.

Кстати, социологическое исследование ВЦИОМ по итогам проведения Года науки и технологий показало, что отношение общества к науке и профессии исследователя изменилось. Учёные и их разработки теперь вновь в центре внимания. Всё больше родителей хотят, чтобы их дети реализовали себя в научной сфере, а 62% школьников говорят, что испытывают гордость за российскую науку.

*По данным социологического исследования ВЦИОМ по итогам проведения Года науки и технологий в 2021 г.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых