Свет на тёмном шоссе, как правило, признак опасности. Там или населённый пункт, или перекрёсток, — место, перед которым лучше сбавить скорость. Так было ещё недавно. Теперь же работающие фонари на дорогах постепенно становятся нормой. За прошлый год только в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» модернизировано освещение 600 км шоссе и трасс, а также улиц городов и посёлков. В этом году работы продолжатся, а общая протяжённость дорог, получивших новое освещение, увеличится до 1 тыс. километров.
Огни в горах
В Кабардино-Балкарии обустроили освещение в селениях Плановское, Псыхурей, Инаркой и Верхний Курп. Здесь смонтировали линии наружного освещения рядом со школами, детскими садам, медицинскими учреждениями.
«Раньше здесь была ужасно разбитая дорога, темно, страшно было передвигаться, переживали, как детям возвращаться из школы, а теперь новый асфальт, освещение, ограждения ― все, что нужно для комфортного и безопасного передвижения, — поделилась жительница селения Псыхурей Ася Кужева. — Сразу облик села изменился в лучшую сторону».
На сложной горной автодороге Чегем 2 — Булунгу впервые в России обустроили освещение шоссе, пролегающего в горном массиве. Теперь и местным жителям, и многочисленным туристам, следующим на Чегемские водопады, будет одинаково комфортно ехать и днём, и поздним вечером. Все повороты серпантина в лучах фонарей хорошо видны, а значит, движение по ним стало безопасней.
В столице региона Нальчике светодиодные светильники появились на Кабардинской улице и проспекте Шогенцукова. Равномерный поток распределяется и на проезжую часть, и на тротуары.
Всего в 2022 году благодаря нацпроекту в Кабардино-Балкарии обустроено 30 км наружного освещения.
Климатические универсалы
Осветительное оборудование, которое установили благодаря нацпроекту в посёлке Усвяты Псковской области, способно выдержать любые погодные аномалии: не перегорит в жару, не перемёрзнет в холода. Через населённый пункт проходит крупная дорога, соединяющая города Ольша и Невель. Чтобы транзитное движение не создавало проблем жителям, установили 82 опоры, закрепили на них сто консольных светодиодных светильников.
Подобные работы провели и в городе Опочка. Здесь, неподалёку от Пушкинских гор, пересекаются две трассы. Одна идёт от Петербурга до белорусской границы, другая — от Смоленска до границы Литвы. Движение интенсивное, чтобы помочь и местным жителям, и водителям, здесь обустроили четыре линии освещения протяжённостью почти в 6 км. Для этого установили 209 опор и смонтировали 224 светильника.
В этом году на Псковщине работы продолжат в Великолукском, Куньинском, Красногородском и Псковском районах, помимо установки мачт освещения, часть дорог оборудуют ещё и тротуарами, заверил врио председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Станислав Стармолотов.
Светлая автоматика
Дороги Рязанской области получили искусственное освещение на протяжении 51 километра пути, они проходят через 36 населённых пунктов. Здесь уделили особое внимание экономичности работы фонарей. За их включение и выключение отвечает автоматика, она оснащена специальными датчиками, которые учитывают в том числе и состояние погоды. Пойдёт дождь — свет включат раньше. Чтобы водителям было проще увидеть безопасную дорогу.
Светильники работают на светодиодах, у них минимальное потребление энергии, длительный срок службы, они дают комфортное освещение и для водителей, и для пешеходов.
«Повышение безопасности дорожного движения — одна из ключевых целей нацпроекта „Безопасные качественные дороги“, — считает министр транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Павел Супрун. — Помимо приведения дорог в нормативное состояние, в регионе выполняется целый ряд инженерных мероприятий, среди которых ― строительство новых линий освещения. В первую очередь линиями освещения обустраиваем аварийно-опасные участки автодорог, остановочные павильоны, пешеходные переходы на региональных дорогах вблизи населённых пунктов и образовательных учреждений».
Фонари спасают жизни
Установка новых осветительных приборов позволила Калужской области снизить показатель смертности на дорогах до исторического минимума, отметил министр транспорта региона Владимир Волочай. Добиться этого помогли и другие мероприятия, но после того, как самые опасные участки шоссе и улиц стали освещать фонари, там стало происходить меньше аварий.
Больше полутора сотен LED-светильников установили в Износковском и Барятинском районах. В частности, в деревне Гиреево на протяжении 1 км появились три десятка фонарей. В селе Шанский Завод — на трех километрах зажглись 86 осветительных приборов, в селе Барятино ― на отрезке дороги в 1,2 км теперь светят 38 фонарей.
Все они подключены к автоматизированной системе управления наружного освещения, автоматика сразу выявит любые возникшие перебои, чтобы к месту возникновения неисправности оперативно направить ремонтную бригаду. По паспорту светильники должны прослужить пять лет, хотя опыт эксплуатации позволяет рассчитывать на вдвое больший срок их работы.