Примерное время чтения: 3 минуты
836

Силой интеллекта. Как современные технологии делают наши дороги безопаснее

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. В своём репертуаре 18/10/2023 Сюжет Национальные проекты
Дорожные камеры умеют выявлять более 60 видов нарушений.
Дорожные камеры умеют выявлять более 60 видов нарушений. Фото ООО Лаборатория «Алфавит»

Дорога по определению – место повышенной опасности. Но за последние несколько лет появились высокотехнологичные инновации, позволяющие преобразовать её в объект комфортного и безопасного передвижения. Импульс интеллектуализации дорог дал нацпроект «Безопасные качественные дороги». Благодаря ему была выработана стратегия цифровой трансформации системы дорожного движения, включающая создание в городских агломерациях интеллектуальных транспортных систем – ИТС.

В массовом сознании аббревиатура ИТС прочно связана с беспилотным транспортом и устремлена в далёкое супертехнологичное будущее. При этом большинство подсистем ИТС давно присутствует в отечест­венной транспортной инфраструктуре. 

«Умная» система

Начнём с определения. ИТС – это комплекс функциональных устройств, которые онлайн 24/7 собирают и обрабатывают информацию о том, что происходит на дороге, управляют потоками транспорта и оперативно координируют взаимодействие всех участников дорожного движения, спецслужб и ведомств, включая Госавтоинспекцию, осуществляющую государст­венный надзор за безопасно­стью дорожного движения.

Первыми модулями ИТС на российских дорогах можно считать системы автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД. Благодаря развитию этой системы удалось вдвое снизить показатель социального риска – количество погибших в ДТП на 100 тыс. населения. Дорожные камеры умеют выявлять, а значит, и предупреждать более 60 видов нарушений.

Другой активный модуль ИТС – видеодетекторы, которые собирают и обрабатывают информацию о параметрах трафика, необходимую для управления транспортными потоками. 

Светофоры с адаптивным управлением могут не только анализировать, но и прогнозировать дорожную ситуацию в пределах 15–20 минут. Система контроллеров, камер и датчиков движения оценивает плотность потока, скорость автомобилей и сама регулирует подачу и продолжительность сигнала. Это позволяет пропускать транспорт на 26% быстрее, чем на обычном перекрёстке. 

Датчики контроля и мониторинга в общественном транспорте, камеры видеонаблюдения, электронные информационные табло, «умные» остановки, установки метеомониторинга, весогабаритный контроль грузового транспорта – всё это элементы и модули ИТС. Собранные ими данные аккумулируются в автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД), которая и управляет всем smart механизмом.  

Связать воедино

Сегодня к программе внедрения ИТС подключился уже 51 регион. Самый высокий IQ у московской ЦКАД. Система собирает огромные объёмы информации (погода, плотность потоков, пробки, ДТП) и создаёт оптимальный для ситуации сценарий.

Хорошую динамику показывают и другие регионы. В частности, Рязанская, Калужская, Ленинградская и Ульяновская области, а также города Самара, Новокузнецк и Краснодар.

Регионы внедряют разные системы и в разное время. И это создаёт определённые трудности. В основном проблемы касаются взаимодействия между территориями и ведом­ствами. Специалисты уверены: как только будет обеспечена полная межведомственная и межсубъект­ная интеграция, эффективность работы ИТС увеличится в несколько раз.

Но дороги – только один из элементов сложной динамической системы дорожного движения. Есть ещё автомобили и люди. ИТС предполагает оснащённость транспортных средств системой датчиков, обеспечивающих взаимодей­ствие с дорогой, и, как напоминают в Госавтоинспекции, не снимает с людей обязанности соблюдать ПДД. 

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых