Изучать правила дорожного движения можно с помощью разных форматов – каждый свою эффективность подтверждает по-своему. Семейные и интерактивные подразумевают максимальную вовлеченность детей и взрослых одновременно. К тому же, для закрепления знаний Госавтоинспекция постоянно создает собственные онлайн-активности.
Семейные старты безопасности
Прежде всего это состязание, в чем и заключается преимущество формата. Участвуют в «Семейных стартах безопасности» представители всех субъектов, география простирается от Калининграда до самой Камчатки. Региональные этапы сменяет большой федеральный. «Старты» подразумевают прохождение семьями тематических станций, где необходимо показать, насколько дети и их родители знают Правила дорожного движения, какие практические навыки имеют, способны ли распознать в реальных условиях «дорожные ловушки». Отдельное испытание – демонстрация навыков оказания первой помощи. Маневрирование на велосипедах и СИМ – средствах индивидуальной мобильности – одинаково любимо и детьми, и взрослыми. Зрелищно, ярко, эмоционально, но главное – направлено на профилактику ДТП и работает на «отлично».
За организацию стартов «отвечает» известная в каждом регионе организация по пропаганде безопасности дорожного движения «Юные инспекторы движения» (коротко и знакомо – ЮИД). Эффект от участия в «Стартах» – повышение культуры пешеходов и водителей велосипедов, плюс, несомненно, сплочение семей, а это не менее важно. Кстати, к участию приглашают не только детей, их мам и пап. Бабушки и дедушки – тоже в команде. Кстати, победители «Семейных стартов безопасности», участвуют в проходящем в эти дни в Москве Всероссийском форуме «Я выбираю ЮИД».
Онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»
У этой онлайн-олимпиады всероссийский статус. Главная задача мероприятия – повысить дорожную грамотность школьников, от самых младших – первоклассников, до тех, кто учится в старших классах, вплоть до девятого.
«Проверили свою дорожную грамотность с помощью такого интерактивного формата уже более двадцати миллионов участников за пять лет, это всегда очень массовое мероприятие, ведь «включиться» в олимпиаду достаточно просто – не нужно никуда выезжать, потому что все задания даются онлайн, к тому же, есть достаточное время для подготовки, проработки разных положений правил дорожного движения. Это мероприятие не просто проводится в рамках национального проекта в качестве просветительского, но и помогает по-настоящему заинтересовать школьников, вывести образовательный формат значительно дальше обычного проведения бесед с сотрудниками Госавтоинспекции», – говорит Сергей Хранцкевич, начальник отдела пропаганды Госавтоинспекции МВД России.
Важно: в онлайн-олимпиаде предусмотрена возможность участия огромного числа детей по всей стране, к ним могут присоединиться родители и педагоги. Цель у мероприятия одна, и очень важная – добиться снижения дорожно-транспортного травматизма среди тех, кому нет восемнадцати, но главное избежать их гибели в результате ДТП. Кстати, самой сложной темой в недавнем тестировании для школьников стали правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности – в ней участники мероприятия сделали много ошибок. Для Госавтоинспекции это тоже определенный «маркер» – таким аспектам безопасности будет уделено больше внимания при проведении профилактических мероприятий. В тесты 2025 года «проблемную» тему тоже обязательно включат – так, чтобы все недопонимания были максимально проработаны со стороны участников.
В онлайн-олимпиаде 2024 года приняли участие 5,5 миллионов школьников. Ее концепция была в том, чтобы проверить знания школьников на примере реальных дорожных ситуаций – «переместив» их сначала на место пассажира, а после – пешехода и даже водителя – правда, велосипедов и средств индивидуальной мобильности, моноколес, электросамокатов и гироскутеров.
Содержание задач в этом интерактивном формате обновляют постоянно – детям должно быть прежде всего интересно. Лидерами по числу участников в этом году стали Белгородская, Ивановская, Тамбовская, Тульская области и Мордовия.
Форматы изучения правил дорожного движения многочисленны. Работать в полную силу они начнут только в случае, если «включенность» проявят взрослые: в школе – педагоги, дома – родители, а еще лучше сообща. Семейное обучение – самый ответственный этап, здесь не обойтись без «помощников» — мамы и папы: существуют и настольные игры по темам безопасного участия в дорожном движении, и квесты, и ролики – вполне реалистичные и анимационные, где разъясняются основные положения. Главное при этом дети «познают» жизнь, обращая внимание на то, как ведут себя на дороге взрослые, и пример родных здесь срабатывает лучше любых интерактивных форматов. Дорогу можно переходить только в установленных местах, на разрешающий сигнал пешеходного светофора. Никаких разговоров по телефону, капюшона, закрывающего обзор, на голове, отвлечения на друзей и разговоры с ними – эти правила стоит повторять со школьником регулярно, вместе с ними «вырабатывая» стратегию поведения в разных дорожных ситуациях, развивать глазомер для того, чтобы верно оценивать скорость и расстояние до автомобиля, различать его сигналы, в том числе указатели поворотов, чтобы уметь моделировать разные дорожные ситуации.
«Казалось бы, - говорит Сергей Хранцкевич, – это очевидные профилактические методы, но именно в них и заложен интерактив. Ребенок задает вопрос – взрослый ему отвечает, дает необходимые и грамотные пояснения на разные темы, касающиеся безопасности дорожного движения, – это формат, для которого нет четких рекомендаций, но есть вполне определенный совет – практиковать его как можно чаще».
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».