«На сайте Городского методического центра опубликовано 179 уроков по разным образовательным дисциплинам, 114 из них адаптированы под проведение занятий в дистанционном формате с использованием виртуальных туров, онлайн-модуляторов экспозиции», — рассказала «АиФ» куратор проекта «Учебный день в музее» ГМЦ Москвы Екатерина Кирьянова.
По мнению эксперта, современная московская школа имеет широкие возможности для реализации самых разных проектов: многофункциональное оборудование, сотрудничество с ведущими вузами в рамках реализации городских проектов предпрофессионального образования, участие ведущих специалистов в мастер-классах для школьников. При этом особое внимание уделяется и потенциалу социокультурного пространства города как в рамках реализации образовательных программ по предметам, так и в проектной деятельности.
В каком музее провести учебный день?
«Флагманами в этом направлении являются проекты “Учебный день в музее”, “Учебный день в библиотеке” и новинка этого года — “Учебный день в архиве”, — объясняет Екатерина Кирьянова. — Учебный день здесь состоит из 3-5 уроков по разным предметам. Все эти уроки соответствуют не только ФГОС, примерной образовательной программе, историко-культурному стандарту, но и экспозиции музеев, что позволяет создавать междисциплинарные задания, которые приобщают школьников к богатому культурно-историческому наследию столицы и страны в целом».
Важный аспект проекта — возможность организовать исследовательскую деятельность учащихся. Ребята самостоятельно работают в экспозициях, ищут ответы на поставленные вопросы, подтверждают их аргументами.
«В ряде музеев разработаны учебные дни для проектов предпрофессионального образования. В Музее космонавтики — для инженерных, в том числе космических, классов, в Музее Банка России — для предпринимательских классов, в Государственном музее спорта — для участников проекта “Спортивная вертикаль”. Школьники решают междисциплинарные задачи, используя экспозиции учреждений культуры. В библиотеке Московской электронной школы представлены электронные учебные пособия: “Учебный день в музее”, “Учебный день в Государственном музее Владимира Высоцкого”», — сообщает Екатерина Кирьянова.
Как проходит учебный день в библиотеке?
Еще один совместный проект двух департаментов — «Учебный день в библиотеке». «Он направлен на формирование и развитие компетенций обучающихся в области проектной деятельности с использованием инфраструктуры учреждений культуры, — считает Екатерина Кирьянова. — Учебные занятия проводятся здесь на базе столичных библиотек, культурных центров и музеев сотрудниками этих учреждений, прошедшими специальные курсы повышения квалификации в рамках программы “Учебный день в библиотеке”. Обучающиеся 1-11 классов и студенты колледжей в течение учебного года знакомятся с технологиями, инструментами и практиками проектной деятельности, после чего приступают к созданию и реализации индивидуального или группового проекта, а готовые работы загружают на цифровую платформу “Реактор”».
Образовательные организации, желающие принять участие в проекте, в начале учебного года проходят обязательную регистрацию на сайте Городского методического центра. В этом учебном году более ста библиотек и культурных центров принимают у себя учащихся из более чем 80 образовательных организаций. От многих школ участвуют в проекте сразу несколько групп, для которых подбирают ближайшие к ним площадки в целях более удобной навигации.
Для кого учебный день в архиве?
«Проект реализуется в пилотном режиме для учащихся кадетских, новых педагогических и медиаклассов, — уточняет Екатерина Кирьянова. — Специалисты Государственного архива РФ познакомят школьников с особенностями хранения и атрибутирования документов. Полученные знания ребята применят на практике: они создадут настоящие запросы в архив, например о ком-то из членов своей семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Правильно составленные запросы будут приняты в работу, и ребята получат на них ответы. Также школьники побывают в фондах архива, своими глазами увидят, как хранятся уникальные документы, а потом решат практические кейсы, работая с точными фотографическими копиями исторических материалов. Для каждого направления предпрофессионального образования создан свой оригинальный кейс, который поможет сформировать навыки работы с различными источниками информации, умение точно интерпретировать исторические факты, формировать собственную точку зрения, опираясь на достоверные аргументы. Это универсальные компетенции, необходимые учащимся предпрофессиональных классов для успешной самореализации в будущем».