Примерное время чтения: 7 минут
17686

«У нас крутые дети». Как школьники создают свои социальные проекты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. На души населения 23/11/2022 Сюжет Национальные проекты
Изначально проект был рассчитан на школьников 10–14 лет, однако сейчас уже разработаны образовательные программы для младшей школы и старшеклассников.
Изначально проект был рассчитан на школьников 10–14 лет, однако сейчас уже разработаны образовательные программы для младшей школы и старшеклассников. Фото vk.com/zelenaya.kistochka

118 волонтёрских проектов и социальных инициатив по всей стране стали победителями Международной Премии #МыВместе в 2021 г. и вошли в сборник лучших практик. Расскажем про некоторые из них.

«Зелёная кисточка»

Всероссийский социальный проект для школьников «Зелёная кисточка» стал победителем в номинации «Страна возможностей», а также вошёл в Национальный рэнкинг «Наш вклад» в 2021 г.

Национальный рэнкинг «Наш вклад» – первый в России рэнкинг вклада бизнеса и НКО в достижение национальных целей и реализацию национальных проектов. Узнать более подробно о проекте можно на сайте рэнкинг.национальныепроекты.рф

Проект существует уже 5 лет, поэтому к моменту признания уже накопил солидный опыт и федеральный масштаб – в нём приняли участие свыше 22 тыс. школьников из разных регионов страны. Несмотря на название «Зелёная кисточка», речь не о детском изобразительном творчестве. Хотя именно оно и натолкнуло автора проекта Веру Кузубов на идею.

«Меня вдохновила выставка детских рисунков в Крыму в 2016 г., посвящённая родной природе. Тогда у меня возникло много интересных мыслей, как увлечь школьников проблемами экологии и культуры безопасности, в том числе через популяризацию таких важных и востребованных в наше время профессий, как инженер-эколог, геолог, химик-аналитик, специалист по охране труда», – вспоминает Вера Васильевна.

«Дайте школу похуже»

Изначально проект был рассчитан на школьников 10–14 лет, однако сейчас уже разработаны образовательные программы для младшей школы и старшеклассников.

Волонтёры проекта выезжают в отдалённый регион. К примеру, это может быть рабочий посёлок где-нибудь в Иркут­ской области, город на Дальнем Востоке.

«Стараемся выбирать населённые пункты подальше от больших городов, где у детей меньше возможностей, – поясняет Вера Кузубов. – Иногда приезжаешь, а администрация пытается предложить самую лучшую школу. Мы всегда сопротивляемся: нет, дайте похуже. За несколько лет работы сложились хорошие отношения со многими регионами, где нас любят и всегда ждут. Это Дальний Восток, Крым, Чеченская Республика. Последняя, кстати, одной из первых откликнулась и приняла нас, когда мы ещё не были известны. И теперь каждый год школы из Чечни у нас участвуют. Много участников из Центральной России. Некоторые стали приглашать сами, потому что им нравится наш проект. Например, как Тобольск».

Как проходят занятия с деть­ми? Первый этап – «Зелёная линейка». Это большой образовательный модуль, который состоит из лекций, мастер-классов, дискуссий, мини-лабораторных исследований и длится 3–4 часа. Правда, время это для детей пролетает незаметно, словно праздник. После этого школьники получают задание. Поначалу оно было простым – сделать рисунок на тему экологии или безопасности (отсюда пошло и название «Зелёная кисточка»). Со временем задание трансформировалось в проекты. На «Зелёной линейке» есть отдельный мастер-класс, который называется «Твой ход», где преподаватели-волонтёры рассказывают ребятам, что можно сделать самим для своего посёлка, региона.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Подъезд как картинная галерея

Понятно, что все дети, которые проходят через проект, инженерами не станут. Поэтому глобальная задача – это формирование в детях экологической ответственности, экологической осознанности и культуры без­опасности.

«Наша цель – запустить новые инициативы в регионе после того, как мы там поработали. И чего только не делают наши дети! У нас очень много замечательных лидеров», – восхищается Вера Кузубов.

Например, 10-летний мальчишка из Томска провёл на улице опрос среди школьников о том, кто что знает про экологию. Потом проанализировал результаты, сделал выводы и решил, что будет проводить в своей школе классные часы, посвящённые экологии, потому что знаний у сверст­ников маловато. Школьница из Норильска организовала в своём подъезде генеральную уборку, а потом расписала стены на этажах у лифта по мотивам произведений известных художников. Там появились «Сумерки. Стога» Левитана и другие.  А раз подъезд теперь – картинная галерея, мусорить больше рука ни у кого не поднимается. Ещё один подросток разработал сам брошюру, что должна знать молодая мама по поводу детской безопасности дома. Напечатал и раздал посетительницам возле женской консультации.

Финал программы – проф­ориентационная неделя в Москве для проектов победителей. Отбор лучших детских инициатив проходит дистанционно. В этом году на финал приехали ребята из Хабаровска, Тобольска, Томска, Архангельской области, Майкопа, слабослышащие детишки из Феодосии. Помимо образовательных мероприятий предусмотрены экскурсии и осмотр досто­примечательностей, посещение эколабораторий, профильных павильонов ВДНХ. Вся поездка для детей бесплатная.

«Переформатировать» школьника

Но даже если ребёнок не прошёл в финал, мастер-классы всё равно не проходят даром. «Дети вдохновляются и «прокачиваются» новыми знаниями, – считает Вера Кузубов. – Даже если ребёнок не сделал проект, а просто провёл 3–4 часа на нашей «Зелёной линейке», мы его точно «переформатировали». К сожалению, школьники, особенно в отдалённых посёлках, мало знают про экологию. Но те, кто прошёл через наш проект, точно знают, что мусор надо сортировать, что в машине надо пристегнуться. И что это классно – быть таким подкованным в вопросах экологии, безопасности, классно проверить, работает ли пожарный выход, есть ли он вообще и т. д. А некоторые так увлекаются, что хотят стать экологами. У нас был такой мальчишка из Иркутской области из рабочего посёлка Большая Речка. Он нам сразу заявил, что всегда хотел быть министром иностранных дел, как Сергей Лавров. А после наших занятий решил стать экологом».

Секрет успеха в том, что обучение непохоже на школьные уроки, а преподаватели – на школьных учителей. Волонтёры «Зелёной кисточки» – молодые ребята в основном до 30 лет, горящие своим делом и стремящиеся поделиться своими знаниями с деть­ми. Это инженеры-экологи, работающие в крупных компаниях и корпорациях, профессиональные педагоги, артисты. Например, Михаил Железнов, актёр Театра сатиры, много лет сотрудничает с проектом. Взрослые едут, чтобы зарядиться детской энергией в регионе и зарядить детей.

Кроме того, организаторы проекта «Зелёная кисточка» разработали специальные программы для учителей.

Ещё одно направление проекта – экоёлка: о том, как можно экологично и безопасно отметить Новый год. В этом году она планируется для детей мобилизованных военнослужащих.

Факт, что проект реально успешен среди детей, подтверждает то, что многие ребята продолжают участвовать в нём в течение долгого времени. Делают новые проекты, например, организуют субботники в парке или другие мероприятия. Полезных инициатив уже сотни. По сути, школьники становятся лидерами и дальше проводят в регионе экологическую повестку.

«Чем больше я езжу по регионам, тем больше убеждаюсь, что всё у нас в нашей стране будет хорошо, потому что у нас такие крутые дети», – считает Вера Кузубов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых