Примерное время чтения: 6 минут
13946

Школа разработчиков. Волонтёры создали проект для обучения молодёжи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. На души населения 23/11/2022 Сюжет Национальные проекты
Команда молодых преподавателей и разработчиков помогает молодёжи попробовать себя в создании приложений виртуальной и дополненной реальности и реализовать свои проекты.
Команда молодых преподавателей и разработчиков помогает молодёжи попробовать себя в создании приложений виртуальной и дополненной реальности и реализовать свои проекты. / Александр Кряжев / РИА Новости

«Наша жизнь быстро меняется. Важно помочь ребятам раскрыть таланты, попробовать себя в новых профессиях и сделать осознанный выбор», – считает автор и руководитель проекта для школьников и студентов по разработке приложений и робототехнике Мария Собко.

Урок в виртуальной реальности

Проект называется «Школа новых профессий: виртуальные лаборатории Lomonosov Studio». Он появился в 2018 году по инициативе молодых учёных и разработчиков виртуальной и дополненной реальности.

«Мы разрабатывали практические работы для школьников с использованием виртуальной реальности, обучали ребят разработке VR, AR (виртуальная, дополненная реальность), робототехнике, рассказывали о новых профессиях и возможностях для реализации молодёжных проектов», – говорит Мария Собко.

Школа даёт молодёжи возможность попробовать себя в VR/AR-разработке и получить знания для старта в профессии. При этом команда школы стремится заинтересовать ребят тем, что заменяет классические методы обучения на практические и наглядные. В результате повышается успеваемость школьников и студентов. Уменьшаются затраты на оборудование, ведь если, например, лабораторная по физике или химии проводится с использованием виртуальной и дополненной реальности и дистанционно – тогда не нужны реактивы и техника, а виртуальные эксперименты и опыты ничем не отличаются от реальных. Благодаря проекту разработано программное обеспечение для очков виртуальной реальности по трём предметам. Также создан VR-симулятор для реабилитации молодёжи с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо Москвы проект реализуется в Санкт-Петербурге, Республике Северная Осетия – Алания, Краснодарском и Красноярском краях, Ленинградской, Московской, Тюменской и Ярославской областях.

Школа выиграла региональный конкурс «Доброволец России – 2020», конкурс «Наше Подмосковье – 2019» и Хакатон PG 2019. А в 2021 году стала победителем Премии #МыВместе. Международная Премия #МыВместе – это поддержка социальных инициатив, помогающих людям, она проводится благодаря нацпроекту «Образование». Благодаря этому организаторы получили медиа­поддержку, смогли привлечь новых волонтёров, а летом провели мероприятие для школьников.

Погрузить в профессию

Развитие проекта организаторы решили продолжать через призму профориентации и выбора профессии. «Очень сложно выбрать профессию, направление дальнейшего обучения, когда тебе 16–17 лет, – отмечает Мария Собко. – Бывает так, что школьнику все занятия нравятся и всё получается, или же наоборот, и он не может определиться. Далеко не секрет, что часто выбор учебного заведения делается по рекомендации родителей, преподавателей. А если есть способности к чему-то, но они не получили практического применения, то ребёнок вряд ли узнает, что у него это получается и приносит удовольствие. Я сама преподаватель и работаю со школьниками и студентами. Понимаю, как важно раскрыть таланты, помочь сделать осознанный выбор профессии. А для этого у молодёжи должна быть возможность узнать о профессиях, технологиях, обучении, а также попробовать себя в новых направлениях».

Мария Собко уточняет, что занятия представляют собой кружок по интересам, не связанный со школьным образованием. Но на него проводится предварительный отбор: это может быть творческое задание или мотивационное письмо.

В 2022 году участниками проекта стали около 500 учащихся со всей России. Фото vk.com/lomonosovskills
В 2022 году участниками проекта стали около 500 учащихся со всей России. Фото vk.com/lomonosovskills

Как соотнести способности и таланты с современными профессиями? Погрузиться в них на практике. Отличный инструмент для этого – проектная деятельность.

«В рамках проекта мы проводим школьников за руку от определения талантов, генерации идей проектов до пробы себя в современных цифровых профессиях и технологиях (робототехника, VR, AR, ИИ и т. д.). При помощи занятий по креативности и изучения изобретательских алгоритмов ТРИЗ-теории решения изобретательских задач ребята могут сделать свои индивидуальные проекты», – рассказала Мария Собко.

Но и это ещё не всё. После обучения ребята могут оформить свою идею как социальный проект и выиграть грант на реализацию инициативы либо оформить проект как стартап и подготовить инвестиционную презентацию для инвестора, а также заявку на патент.

«Проекты – это итог нашей работы с детьми. Ребята выбирают как социальные проекты, так и научные исследования, – говорит Мария Собко. – А мы стараемся подобрать им подходящих наставников. И здорово смотреть, как эти проекты развиваются дальше. Многие ребята, начав свои проекты летом, продолжают их сейчас. И уже готовят свои работы к школьным конкурсам».

«Помогать – это просто»

За три года в мероприятиях проекта поучаствовали более 1,5 тыс. школьников и студентов. Запущены онлайн-курсы по основам робототехники, разработке приложений и ­AR-масок. В Москве для школьников 9–10-х классов и студентов проведён полугодовой курс по разработке VR и AR. В 10 мастер-классах и лекциях по использованию VR для визуализации исторических событий поучаствовали 250 человек. Также в виртуальной реальности проведены практические работы по химии для 50 человек с ограниченными возможностями здоровья. В 2022 году участниками проекта стали около 500 учащихся со всей России.

Волонтёры – студенты, преподаватели, методисты, разработчики – все те, кто хочет помогать, передавать знания школьникам или просто попробовать себя в новой сфере.

В этом году проект организован в гибридном формате, а погружение в профессию предусмотрено для школьников
6–11-х классов. Организаторы также планируют регулярно проводить марафоны проф­ориентации для молодёжи.

«Проект придал моей жизни новый смысл: я поняла, что помогать – просто, нужно лишь знать, где и кому нужна помощь, которую может оказать проект. Мне удалось собрать команду и получить управленческий опыт. Проект повлиял на сферу моих научных интересов – пишу кандидатскую диссертацию о VR. А благодаря победе в Премии #МыВместе наша команда нашла ещё больше единомышленников, чтобы усилить проект и транслировать его в регионы», – поделилась Мария Собко.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых