Старая шина — опасность не только на дороге, но и на помойке. В естественной среде она будет разлагаться больше ста лет, выделяя токсичные пиролизные масла и опасные для человека химические соединения металлов. Единственный правильный способ обращения со старыми покрышками — отдать их на специальную переработку, чтобы из них сделали резиновую крошку для покрытий детских или спортивных площадок и утеплитель или арктическое топливо.
Разработка и внедрение безопасных и эффективных технологий переработки старых шин — одна из частей национального проекта «Экология» и федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». Основная задача — превратить опасный для природы и человека мусор в ценные вторичные ресурсы, которые снова будут использованы в строительстве, промышленности и сельском хозяйстве. При создании каждого нового товара производитель должен будет подумать не только о том, как его продукцию будут использовать, но и об ее утилизации после окончания срока службы. Основная задача — забирать из отходов все компоненты, которые можно использовать повторно, и максимально сократить объем того, что приходится вывозить на полигоны.
Варианты реинкарнации
Самый распространенный способ утилизации старых шин — механическое измельчение в резиновую крошку. Для этого из покрышки сначала магнитом извлекают металлический каркас и удаляют сердцевину. Затем на вибросите выбирают текстиль. Потом режут на куски гидравлическими ножницами и отправляют в гранулятор.
А потом каждый из компонентов идет своим путем. Металлический корд едет на переплавку, текстиль — синтетическая вата с кусочками резины — становится строительным утеплителем. Из резиновой крошки делают покрытие для спортивных и детских площадок, используют в строительстве, наполняют ей боксерские груши — очень универсальный материал.
Есть и другой вариант: сжигание в пиролизных печах без доступа воздуха. Тогда шина превращается в жидкое топливо, которое можно использовать в холодном климате — температура его замерзания −52 градуса, а теплота сгорания вполне сопоставима с другими видами горючего. К тому же при его сгорании выделяется меньше угарного и углекислого газов, оксида серы и оксидов азота.
Точки сбора
Отслужившую свое покрышку надо отвезти на пункт сбора. В столичном регионе работает экологическая программа «Шина». В Москве и городах Подмосковья расположены места, где можно оставить старую резину, чтобы волонтеры забрали ее на переработку. Адреса можно уточнить на интерактивной карте портала этого проекта. Аналогичная система запущена в Марий Эл, Мордовии, Тамбовской области.
В Тульской области свой экопроект — «Без покрышек 71». Он уже отправил на переработку 2 тыс. тонн покрышек.
Система сбора старых покрышек от «ЭкоШинСоюза» действует в 55 регионах страны. Найти ближайший из 900 пунктов сбора можно на интерактивной карте проекта.
Кроме того, пункты приема старых шин отображаются и на картах «Яндекса». Это результат сотрудничества IT-компании с проектом Recyclemap.
100% сортировки
Во всех городах России с населением больше 100 тыс. человек будет внедрена система раздельного сбора коммунальных отходов. Уже на будущий год как минимум треть всего бытового мусора попадет на переработку. К 2030 году все, что окажется в мусорных контейнерах, начнет проходить обязательную сортировку, а объем полигонного захоронения сократится вдвое. Это все — требования нацпроекта «Экология» и федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».
Стратегическая инициатива «Экономика замкнутого цикла» обеспечит к 2030 году ситуацию, когда 32% материалов и сырья, используемых для создания новых товаров или в строительстве, будет вторсырьем. И как минимум 85% упаковки отправится на утилизацию. Это позволит сделать воздух и воду чище, сократит воздействие человека на глобальный климат, а сами люди станут меньше болеть и будут жить дольше. Чтобы всего этого добиться, достаточно сделать первый шаг — правильно распорядиться старыми шинами, снятыми со своей машины этой весной.