Конференция «Э+вузы» прошла на площадке АНО «Цифровая экономика». В рамках мероприятия подвели итоги верификации образовательного контента вузов — участников проекта «Цифровые кафедры» отраслевыми практиками от бизнеса по итогу 2023 года. Кроме того, эксперты сформировали предложения по включению ключевых требований к содержанию образовательных программ в 2024 году.
«Президент России назвал повышение качества подготовки инженеров и ИТ-специалистов одной из приоритетных задач. Проект „Цифровые кафедры“ играет ключевую роль в вопросе получения студентами востребованной ИТ-специальности. К 2025 году они должны выпустить свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году дополнительную квалификацию по ИТ-профилю получат уже 900 тыс. студентов. „Цифровые кафедры“ отлично дополняют образовательные программы как по ИТ-специальностям, так и по другим отраслевым направлениям, решая вопрос дефицита кадров на постоянно растущем ИТ-рынке», — комментирует заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Цель проекта — получение студентами в дополнение к своей основной специальности квалификации по ИТ-профилю. Участвуют в нем как те студенты, которые обучаются по ИТ-специальностям, так и те, чья основная специализация не связана со сферой ИТ. В первом случае студенты могут расширить свои профессиональные возможности, во втором — получить навыки по созданию алгоритмов, программному обеспечению и работе с базами данных, которые становятся востребованными в большом количестве профессий.
«В 2022 году на „Цифровые кафедры“ поступили 112 тыс. студентов. Учитывая такой хороший результат, в 2023 году мы решили продолжить работу по этому проекту. 119 вузов проекта разработали образовательные программы, которые будут запущены уже в этом учебном году. Первый этап проверки прошли 558 (64%) из 874 программ. Из оставшихся 316 (36%) программ 295 были доработаны на втором этапе проверке. Такая экспертиза позволяет вузам максимально приблизить свои образовательные программы к актуальным требованиям работодателей», — отмечает Татьяна Трубникова, директор департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России.
Как и в 2022 году, эти программы должно было оценить экспертное бизнес-сообщество. Работу организовала АНО «Цифровая экономика», собрав уникальных ИТ-практиков из бизнеса с успешным опытом реализации отраслевых проектов и опытом в образовательной сфере. По сравнению с прошлым годом объем образовательного контента для экспертизы был увеличен вдвое, в этой связи для повышения скорости и качества обработки экспертами образовательных программ и улучшения цикла взаимодействия с вузами в части корректировки программ был разработан специальный автоматизированный комплекс.
«Мы определили основные вызовы, с которыми сталкивается ИТ-образование в России. Так, на взгляд наших аналитиков, перед вузами сегодня стоят следующие основные задачи: ускорить подготовку кадров для развития рынка отечественного ПО и высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечить подготовку достаточного количества специалистов в области информационной безопасности, содействовать технологическому лидерству России на зарубежных рынках дружественных стран (в том числе через экспорт образовательных технологий и наработок). Эти задачи можно решить, в том числе путем развития и внедрения „Цифровых кафедр“ — этот проект мы активно развиваем совместно с Минцифры и Минобрнауки. А еще мы отмечаем, что основные „измеримые“ показатели темпов наращивания ИТ-кадров — достигнуты, профессия „айтишника“ — на пике популярности, и поэтому сегодня принципиальной задачей становится не погоня за количеством ИТ-кадров, а их качество. И эту задачу также можно эффективно решать через „Цифровые кафедры“ — в тесном партнерстве бизнеса и государства», — отметил генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.
Ожидается, что специалисты, которые получат новые квалификации в сфере ИТ на «цифровых кафедрах», станут ценным пополнением кадровых ресурсов цифрового развития отраслей экономики. Поступить на такую кафедру могут студенты по всей стране благодаря национальному проекту «Цифровая экономика».