Национальный проект «Культура» стартовал в России в 2019 году. Среди прочего он предусматривает переоснащение более 1800 детских музыкальных школ искусств к 2024 году. Все родители, у которых подрастают любознательные и творчески мыслящие дети, знают, почему так важно обучаться на качественных музыкальных инструментах и в комфортных условиях.
Клавесин как произведение искусства
Детские школы искусств (ДШИ) — это первый этап в развитии творческих способностей детей, начальная ступень отечественного образования в области искусств. Большинство ДШИ были созданы на базе прежних музыкальных школ после открытия в них новых специальностей.
В рамках федерального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура» за неполные 4 года начиная с 2019-го уже 1100 детских школ искусств и 102 училища получили новые музыкальные инструменты, оборудование и учебные материалы. В образовательные учреждения были доставлены струнные, духовые и ударные инструменты, пианино и рояли, во многие школы искусств поступили даже народные инструменты. Кроме того, у ребят для занятий появились новые интерактивные доски, проигрыватели, проекторы, оборудование для учебных кабинетов (муфельные печи, мольберты, натюрмортные стойки, хореографические станки, гончарные круги), концертно-театральных и выставочных залов, библиотек, фонотек, а также учебные пособия по музыкально-теоретическим дисциплинам, клавиры, партитуры, предметы натюрмортного фонда.
Легко сказать: доставлены рояли! А если речь идет об отдаленных районах Севера, куда крупногабаритные грузы возможно завезти только летом во время навигации, а в остальное время разве что самолетом? Один из самых сложных регионов в этом смысле — Красноярский край. Тем не менее в 2020 году в школу на Таймыре (г. Дудинка) поставили пианино, а в 2022 году в Норильск привезли комплекты ударных, струнных и духовых музыкальных инструментов.
Что примечательно, благодаря нацпроекту «Культура» детские организации дополнительного образования получают не только классические музыкальные, но и уникальные народные инструменты. Например, Карелия получила кантеле — национальные гусли. В Республику Башкортостан отправили курай (флейта), кобыз (струнный смычковый инструмент), думбыру (несколько напоминает европейскую лютню). В Карачаево-Черкесской Республике теперь есть национальная хроматическая (губная) гармоника. В Республике Саха (Якутия) — купсуур, тансыр, кырыымпа. Это, соответственно, барабан, струнно-щипковый инструмент и родственница скрипки.
Встречаются и совсем редкие музыкальные инструменты, которые производятся штучно на заказ. В прошлом году для Черноголовской школы искусств имени Е. П. Макуренковой в Московской области в знаменитой исторической мастерской Дмитрия Белова был изготовлен настоящий западноевропейский клавесин. Инструмент является точной копией старинных инструментов XVII–XVIII вв.
«Это инструмент франко-фламандской школы, на котором можно исполнять весь музыкальный репертуар эпохи барокко, — говорит директор Ольга Агроскина. — Клавесин — сложный инструмент, нам его делали полгода по технологиям четырехсотлетней давности из аутентичных материалов. Разумеется, с поправкой на наш климат и отопительные сезоны, которые музыкальные инструменты плохо переносят. Клавесин получился действительно очень красивый, можно сказать, это произведение искусства. С нами согласовывалось абсолютно все — форма, размер, цвет. В этом году мы предложили нескольким ребятам, которые уже неплохо играют на рояле, освоить дополнительно клавесин. Несколько человек согласились, трое уже выступают на концертах».
Всего в 2019—2022 гг. в образовательные организации поставлено:
* свыше 43 тысяч музыкальных инструментов и комплектующих, из них более 70% отечественного производства;
* свыше 90 тысяч предметов оборудования;
* свыше 155 тысяч учебных пособий.
Самая объемная поставка в 2022 году была организована в Ростовскую область: детские школы искусств получили более 5 тысяч единиц музыкальных инструментов, оборудования и учебных материалов. А лидером по количеству оснащаемых организаций стал Краснодарский край: всего в этом году в субъекте оснащено 25 школ искусств.
До 2024 года Министерством культуры России планирует оснастить музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами 1842 детских школ искусств и училищ.
Новые школы из старых
«Поддержка начальной ступени системы художественного образования всегда была одной из приоритетных для Министерства культуры Российской Федерации. Нацпроект „Культура“ дает возможность регионам на условиях софинансирования не только обновлять материально-техническую базу детских школ искусств, но и модернизировать сами здания школ. Поддержка направлена в первую очередь на те учреждения культуры, которые не видели ее десятки лет. В 2020—2022 гг. в рамках нацпроекта капитально отремонтировано и реконструировано 580 зданий детских школ искусств в 78 субъектах Российской Федерации», — сказала Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.
При этом, по ее словам, до конца 2022 года будет модернизировано еще 41 здание. Особое внимание нацпроект уделяет укреплению материально-технической базы школ в малых городах и селах.
Так, в этом году в селе Колосовка Омской области завершена двухлетняя эпопея. Двухэтажное здание бывшего дома культуры приспособили под детскую школу искусств. Там оборудованы не только учебные классы, но и зрительный зал на 100 мест, специальное помещение для занятий оркестра и хора. В результате Колосовская детская школа искусств стала одной из самых современных в регионе.
В сельском поселении Ромоданово Республики Мордовия в небольшой школе на 170 учеников сделали внешнюю и внутреннюю отделку, отремонтировали кровлю. Филиал школы искусств в жилом микрорайоне Сахарного завода также был модернизирован.
В станице Первомайская Грозненского муниципального района Чеченской Республики проведена реконструкция районной школы искусств на 197 мест. В новом здании предусмотрены актовый зал, зал хореографии, кабинеты для индивидуальных и групповых занятий музыкального, театрального и хореографического отделений.
В рамках нацпроекта также ведутся работы в старейших образовательных учреждениях, здания которых не ремонтировались свыше пятидесяти лет. Так, в Забайкальском крае приведена в порядок Центральная детская музыкальная школа имени Б. Г. Павликовской. Это одно из старейших образовательных учреждений города Читы, открытое в 1930 году. Масштабные ремонтные работы проведены здесь впервые. Сегодня школа — крупнейшее учреждение дополнительного образования детей в Забайкальском крае. В ней обучаются свыше 650 детей.
В 2022 году завершилась масштабная реконструкция Ачинской детской художественной школы им. А. М. Знака Красноярского края. За 50 лет работы в школе сложился высокопрофессиональный коллектив, благодаря которому авторитет учреждения признают в городе, в крае и в России. Однако у этого заслуженного учебного заведения никогда не было собственного помещения. В 2017 году город нашел для школы отдельное здание, а Минкультуры России выбрало ее заявку для проведения работ по реконструкции на 2021-2022 г. В отреставрированном здании открыты студия современного искусства, мультипликационная студия, керамическая мастерская, класс интерактивных технологий и музей имени Анатолия Михайловича Знака — народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств. На территории появился парк искусств и сад для зимнего пленэра.
В 2022 году больше всего школ отремонтировано в Нижегородской области и Республике Саха (Якутия) — по 10 зданий. Непростые условия возникают при работах на отдаленных территориях Дальневосточного федерального округа. Так, Чукотский автономный округ несколько месяцев ждал строительные материалы для начала работ в ДШИ. Только в июле, после начала морской навигации, из Владивостока в поселок Эгвекинот были доставлены необходимые грузы.
Всего до конца 2024 года в рамках федерального проекта планируется провести капитальный ремонт и реконструкцию более 900 зданий детских школ искусств.
Театральный ремонт
Кроме школ искусств под нацпроект «Культура» попали театры для детей и молодежи. Театр — это замечательно! Особенно если в нем не течет крыша, не проваливаются полы и не скрипит сцена. Не будем забывать, что с чисто строительной точки зрения театр — это такое же архитектурное сооружение, как любое другое. Только сложнее.
В 2019—2022 гг. в России по нацпроекту «Культура» было капитально отремонтировано 27 театров. Новую жизнь начали театры юного зрителя в Астрахани, Нальчике, Заречном (Пензенская обл.), Пензе, Чебоксарах, Владикавказе, Назрани, Хабаровске, Перми, Туле и Грозном. Кукольные театры отремонтировали в Астрахани, Оренбурге (два), Нальчике, Новоуральске (Свердловская обл.), Екатеринбурге, Челябинске, Набережных Челнах, Мурманске, Саранске, Ульяновске, Саратове, Воронеже и Благовещенске. В Оренбурге в кукольном театре появились необычные декорации в виде сказочных деревьев, а в Екатеринбурге — часы на фасаде и красивый потолок.
Так, в основу интерьера Оренбургского государственного областного театра кукол легла тема сказки, которая ожила в образ замка в густом лесу. Стены на входе в театр декорированы изображением деревьев. Еще заметнее образ волшебного леса проявляется в гравировке на дверях, через которые зрители попадают в зал. А там центральное место занимает выполненное из латуни дерево. Кульминация темы — световое панно в зрительном зале, которое способно меняться в зависимости от задумки режиссера. Лесную тему гармонично дополняет сказочный замок в фойе, который вмещает в себя большой мультимедийный экран. Его задача — стать окном в сказку и рассказать о том, что дальше будет происходить на сцене.
С технической точки зрения создано современное театральное пространство, которое позволяет реализовать любые по сложности задумки и идеи в постановке. Планшет сцены состоит из шести независимых платформ с электромеханическим подъемом и возможностью вертикального перемещения. Это облегчает работу артиста-кукловода, расширяет монтировочные задачи и палитру технических возможностей постановщиков. В театре полностью заменено световое оборудование, появились светильники, управляемые «световые головы», смонтированы дорога занавеса, софитные подъемы. В дополнение к декорациям появилась возможность проецирования софитов на занавесе, отображения динамических эффектов или фона. В новых условиях можно создавать световую партитуру, максимально отвечающую задумке режиссера-постановщика и художников по свету. Установлено новейшее звуковое оборудование. Взамен устаревшего аналогового звука внедрены цифровые технологии. Концептуально новый стандарт серьезно улучшил деятельность театра: звукорежиссер может «забирать» сигнал откуда угодно и передавать куда угодно, артист получает возможность свободно общаться со зрительным залом.
В Екатеринбургском театре кукол отремонтировали фасад и кровлю, заменили внутренние и наружные коммуникации, модернизировали силовое и электроакустическое оборудование, обновили интерьер внутренних помещений, установили новое световое и звуковое, сценическое и инженерное оборудование, заменили кресла в большом зале, выделили специальные зоны для людей с ограниченными возможностями.
На фасаде здания также появился уникальный кинетический театр «Время чудес» — арт-объект в виде часового механизма с движущимися куклами, которые в определенное время «оживают». Главными персонажами кинетического театра стали семь национальных кукольных героев — российский Петрушка и его иностранные братья. Сказочные куклы символизируют единство культур. Персонажи, которые находятся внутри часов, двигают время.
Молодежные театры отремонтированы в Челябинске и Новосибирске. Кроме того, в 2023—2025 гг. капремонт завершится еще в 10 театрах для детей и молодежи, где сейчас полным ходом идут работы. Всего за 2019—2022 гг. на проведение капитального ремонта по федеральной программе «Культура» было выделено более 2,4 млрд рублей.
Подводя итоги четырем годам работы нацпроекта «Культура», надо сказать главное: он делает большое нужное дело. Музыкальные инструменты для детских школ искусств нужны сегодня. Ремонтировать здания тех же школ, кукольных театров и театров юного зрителя — тоже необходимо сегодня. А результат страна получит завтра. В виде талантливых, а, возможно, гениальных музыкантов, в виде людей, неравнодушных к театру, в виде людей, ценящих искусство. Вложение средств в культуру — это, как говорят финансисты, долгосрочные инвестиции. Но это инвестиции в будущее.