Примерное время чтения: 10 минут
8828

Из РФ с поддержкой. Российские производители выходят на зарубежные рынки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. До победы оставалось полгода 23/10/2024 Сюжет Национальные проекты
Бренд «Сделано в России» подтверждает, что производитель – надёжный поставщик качественной продукции.
Бренд «Сделано в России» подтверждает, что производитель – надёжный поставщик качественной продукции. / Михаил Воскресенский / РИА Новости

Объём несырьевого неэнергетического экспорта России с 2001 по 2023 год вырос более чем в 4 раза. По поставкам продуктов питания Россия входит в число ведущих мировых экспортёров.

Диетические и диабетические продукты из Подмосковья расходятся по миру. «Жидкую броню» из Волгограда используют при капремонте исторических зданий в Италии. По нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» российские производители получают поддержку государства, осваивая зарубежные рынки и осваиваясь на них.

Помочь и поддержать

События последних лет показали, что страна, в структуре экспорта которой преобладают, допустим, углеводороды, слишком зависима от мировой конъюнктуры цен на них, а потому её экономика уязвима. Для развития торговли товарами обрабатывающей промышленности ещё в 2019 году запустили нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Его первым приоритетом было продвижение несырьевой неэнергетической продукции отечественных компаний на иностранных рынках. Майский указ президента о национальных целях развития России предполагает увеличение объёмов такого экспорта к 2030 году как минимум на две трети по сравнению с 2023-м.

«Отмечу, что с 2001 по 2023 год объём несырьевого неэнергетического экспорта России вырос более чем в 4 раза. Это хороший результат: 4 раза — не какие-то проценты, а 4 раза — с 36 до 148 млрд долларов. Это, конечно, далеко не предел для нас, это ещё на самом деле не так уж и много. А вот за первые 7 месяцев текущего года несырьевой неэнергетический экспорт продолжал расти и вырос ещё на 5% — до 89,8 млрд», — сказал президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по развитию экспорта, состоявшемся в конце сентября.

С самого начала реализации нацпроекта стало ясно, что мало производить качественную продукцию. Вывести её на мировые рынки и продвигать там — особое направление, которое малым и средним предприятиям нужно осваивать.

«Для выхода на экспорт необходимо преодолеть барьер, связанный с издержками доставки товаров за рубеж, оформлением документов, переводом документации на другие языки и т. д. Предприятий, обладающих достаточными для этого резервами, немного, — поясняет директор Центра экономической географии и регионалистики Президентской академии Степан Земцов. — Поэтому важно, чтобы государство поддерживало экспортёров на начальном этапе, причём не только финансово, т. к. сложности возникают с законодательством, сертификацией продукции, рекламой на внешних рынках». В России, по его словам, доля малых фирм-экспортёров ниже, чем во многих странах с небольшими внутренними рынками. Однако с 2020 по 2023 год она выросла на 60%, в том числе благодаря развитию региональных экспортных центров.

Для предпринимателей 4 года назад запустили цифровую платформу «Мой экспорт» (16+), с помощью которой они могут воспользоваться 126 электронными услугами в сфере внешнеэкономической деятельности в режиме «одного окна». Они охватывают все этапы экспортного цикла. Проконсультировать российских экспортёров по актуальным запросам стран-импортёров готовы в российских торгпредствах за рубежом, региональных центрах поддержки экспорта и Российском экспортном центре (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ).

Путь из пяти шагов

В Российском экспортном центре отмечают, что путь экспортёра состоит всего из 5 шагов и ему готовы помочь на всех этапах внешнеторговой деятельности. 

Первый шаг — научиться навыкам внешнеэкономической деятельности. Ведь экспортировать нужно с умом и пониманием. Для этого созданы образовательные программы, изданы пособия и запущены интерактивные сервисы. Работает Школа экспорта РЭЦ, проводятся вебинары и консультации. А в связи с цифровизацией услуг в сфере внешнеэкономической деятельности, курс на которую взяло государство, любой экспортёр может зарегистрироваться на платформе «Мой экспорт» и в режиме «одного окна» онлайн получать электронные услуги.

Второй шаг — найти подходящий для себя экспортный рынок и потенциального клиента или партнёра. Для этого нужны аналитика, контакты, помощь в переговорах. Спектр услуг, которые позволяют подобрать рынок и найти партнёра, самый широкий: от отчётов по рынкам до бизнес-миссий и целевого подбора партнёров по запросу.

Третий шаг — адаптировать продукцию к экспортному рынку, получить необходимые сертификаты, проработать упаковку и маркировку.

Четвёртый шаг — организовать доставку за рубеж. В этом помогают эксперты из Российского экспортного центра и региональных центров поддержки экспорта — они консультируют предпринимателей, содействуют в поиске надёжного подрядчика, разрабатывают специализированные сервисы с крупнейшими логистами.

Пятый шаг — решить финансовые вопросы. В частности, сократить издержки на экспорт. Здесь в помощь бизнесу страхование, кредитование и государственная поддержка. Всё это также можно оформить через Группу РЭЦ.

«Сделано в России»

Это не просто фраза, говорящая о том, где выпущена продукция. Это бренд, которому она должна соответствовать и который повышает узнаваемость продукции российских предприятий малого и среднего бизнеса за рубежом благодаря одноимённой программе продвижения. Бренд «Сделано в России» подтверждает, что производитель — надёжный поставщик качественной продукции. Чтобы его получить, нужно пройти процедуру добровольной сертификации. Когда она пройдена и производитель стал участником программы, он получает информационную и маркетинговую поддержку со стороны Российского экспортного центра.

Например, предприятие «Броня» из Волгограда производит жидкие керамические теплоизоляционные, гидроизоляционные и огнезащитные покрытия. Его «жидкая броня» тонким слоем наносится на фасады зданий и становится надёжной защитой от воды и огня. Она столь востребована за рубежом, что даже в последние годы используется, например, при капитальном ремонте исторических зданий в итальянских Сиене и Парме. Это предприятие стало одним из первых, получивших сертификат «Сделано в России»/Made in Russia.

«Наша компания уже попробовала на себе многие механизмы поддержки экспортёров в России, — говорит генеральный директор Александр Бояринцев. — Мы будем продолжать ими пользоваться, потому что в совокупности всё это работает, даёт положительный эффект, развивает узнаваемость бренда. Для нас это важно, потому что мы экспортно ориентированное предприятие, наша продукция представлена в более чем 50 странах мира и почти во всех регионах России».

Здоровое питание

С 2023 года в нашей стране действует Стратегия развития производства органической продукции. Предполагается, что до 2030 года потребление вкусной и здоровой пищи натурального происхождения увеличится более чем в 6 раз. Значит, повысится и её экспорт, а это потребует от производителей следовать зарубежным стандартам качества и безопасности. Чем в этом может помочь государство, показывает опыт производителя диетических, диабетических и обогащённых товаров «НоваПродукт АГ» из Подмосковья. Компания обратилась за поддержкой в РЭЦ, и там помогли в продвижении её продукции на зарубежные рынки. С 2024 года она оформляет электронные сертификаты происхождения товара на платформе «Мой экспорт». Это важный документ, который подтверждает, что товар произведён в определённой стране.

Пятёрка по химии

За последние 5 лет продукция химической промышленности была одним из драйверов развития российского экспорта. Он у нас рос вдвое быстрее, чем в среднем по миру. На разработку инновационных продуктов на основе композитов и полимеров направлена стратегическая инициатива правительства страны «Развитие производств новых материалов».

Предприятие «Глобал Кемикал» из города Волжский Волгоградской области выпускает химическую продукцию для целлюлозно-бумажной, алюминиевой, горнодобывающей, строительной и химической промышленности, а также удобрения, бытовую химию и косметику. Оно отправляет свою продукцию более чем в 60 регионов России и страны СНГ, а пару лет назад вышло на мировой рынок.

Расширять географию присутствия на мировом рынке инновационной компании помогает региональный центр поддержки экспорта. Благодаря сотрудничеству с ним она участвует в международных выставках и бизнес-миссиях, получает государственную поддержку.

«Выгоды от развития экспорта не ограничиваются ростом выручки компаний и увеличением налоговых поступлений, — считает ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли ИПЭИ Президентской академии Александр Фиранчук. — Существует эффект “обучения через экспорт” — важный фактор повышения эффективности экономики, особенно заметный при поставках несырьевых товаров. Компании, выходящие на внешние рынки, перенимают лучшие практики конкурентов, адаптируют продукцию под повышенные требования и в конечном итоге повышают свою конкурентоспособность».

Кстати

Экспортёр года

Итоги господдержки отечественного бизнеса за последние годы подвели 14 октября в Москве.

На Международном экспортном форуме «Сделано в России», деловая программа которого была сосредоточена на экспорте в условиях многополярного мира, наградили победителей Всероссийского конкурса «Экспортёр года - 2024».

 

 

.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых