Александр Михайлович Лобанов – учитель физики в школе № 1985, классный руководитель и любимец учеников. Стаж его преподавательской деятельности – 46 лет. Корреспондент газеты «Мой район» отправилась к нему на урок, чтобы выяснить, как физика становится интересной даже для детей гуманитарного склада ума.
Физика и жизнь
Александр Михайлович много улыбается и говорит, что это физика выбрала его, а не он – физику. Кажется, это слагаемые его успеха у детей: улыбка и любовь к физике.
«Когда я был юным, как раз случился первый полёт человека в космос, – вспоминает учитель. – Конечно, все мечтали стать космонавтами, но я смотрел на вещи более реалистично и подумал, что космонавтами становятся единицы, а вот для строительства космического корабля людей надо гораздо больше. Поэтому я поступил в МЭИ. Но на шестом курсе меня пригласили преподавать радиоэлектронику и физику в школе. Так меня и затянуло – в итоге инженера из меня не вышло, а вот учитель физики получился хороший».
За свою педагогическую карьеру Александр Лобанов сменил три школы. В 1985-й он преподаёт уже 10 лет. Регулярно проходит курсы повышения квалификации: будучи учителем, нельзя отставать от современных тенденций.
«Учусь постоянно – для столичных учителей курсы повышения квалификации обязательны, поэтому за партами сидят не только школьники, – говорит Александр Михайлович. – Например, в прошлом году мы с ребятами ездили в Курчатовский технопарк и учились там вместе».
Подниматься вместе
Дисциплина на уроках идеальная – ученики не достают мобильные телефоны и не отвлекаются на разговоры. Они уважают и любят своего физика – это видно по заинтересованным взглядам, устремлённым на учителя. Не всем удаётся добиться такого порядка на уроках, но тут у Александра Лобанова секретов нет – все дело в заинтересованности.
«Я никогда не делал ничего особенного, чтобы дети не отвлекались. Думаю, всё дело в том, что учеников надо заразить своей любовью к предмету, – признаётся педагог. – Давным-давно в одной книге я прочитал, что учитель не должен учить, он должен взять ребёнка за руку и подниматься вместе с ним. Кроме того, я не сторонник зубрёжки: ребёнок должен понять, ради чего он изучает предмет. Поэтому мы проводим эксперименты, выясняем, как та или иная тема пригодится в жизни. А если ребёнок будет просто читать параграфы, он быстро забудет, о чём читал».
«Каждую тему учебника я связываю с реальной жизнью. Со многими физическими процессами мы сталкиваемся каждый день, и, если ребята понимают, как и где проходят эти процессы, учиться становится гораздо интереснее. Конечно, решать задачи тоже необходимо, но решать их в отрыве от жизни очень скучно», – убеждён предметник.