Северо-Западный тоннель, проходящий под Крылатским, в своём роде уникален. Это огромная автоматизированная и роботизированная транспортная система, оснащённая камерами-детекторами, датчиками загазованности и системой пожаротушения.
Тоннель состоит из трёх автономных ярусов. По верхнему мчатся автомобили. Нижний предназначен для передвижения поездов Арбатско-Покровской линии метро. В среднем ярусе находится всё необходимое оборудование и коммуникации.
Это самый длинный московский тоннель, его второе название – «Серебряноборский». Начинается он на перекрёстке улиц Крылатская и Осенняя, а заканчивается в Троице-Лыкове (район Строгино, СЗАО). Длина этого уникального сооружения более 3 км, а глубина достигает 44 м. Развитие транспортной инфраструктуры – часть концепции программы «Мой район».
Как найти загадочную станцию «Д»?
В тоннеле проходит часть самого протяжённого перегона подземки «Крылатское» – «Строгино»: расстояние между этими станциями более 6,5 км. В тоннеле есть небольшая техническая платформа – станция «Д», которая, конечно, не обозначена на обычной схеме метро, и попасть туда обычному пассажиру не получится. Она была сооружена у южного портала Северо-Западных тоннелей и носит неофициальное название «Тоннельная». Станция представляет собой узкую платформу длиной 40 м вдоль каждого пути. Здесь оборудованы лестницы, ведущие на поверхность.
Верхние ярусы тоннеля, по которым движутся автомобили, – это часть проспекта Маршала Жукова. Между двумя основными тоннелями есть малый – сервисный. Его протяжённость 1,5 км. Нужен он для инженерных коммуникаций, а в случае необходимости сюда даже можно эвакуировать людей. Самая верхняя часть тоннеля (сводовый ярус) предназначена для дымоудаления.
Большой брат
За такой сложной многоплановой конструкцией необходимо регулярное наблюдение. За непрерывным потоком автотранспорта в верхней части тоннеля следит «всевидящее око». Здесь всё под контролем: в центральном диспетчерском пункте есть обширная схема всех систем тоннеля – пожаротушения, газоочистки, видеонаблюдения, оповещения. С камер наблюдения на автотранспортном ярусе изображение выводится на мониторы. Диспетчеры следят за движением и, если возникает авария, направляют на место происшествия специальный эвакуатор, который находится в постоянной готовности. На получение сигнала, отправку техники и эвакуацию транспорта в безопасное место уходит, как правило, не более получаса. Команда диспетчеров наблюдает также за содержанием и эксплуатацией тоннеля, системами пожаротушения, видеонаблюдения, оповещения, водоснабжения, газоочистки и радарного контроля скорости движения.
Безаварийный тоннель
Начальник участка эксплуатации тоннелей большой протяжённости «Гормост-ТСБ» Фёдор Маху говорит, что чаще всего затруднения и нештатные ситуации происходят в выходные. По его словам, операторы могут в ручном режиме включить ещё и дополнительные вентиляторы, оборудованные для соблюдения требований и норм контроля за воздухом. Ну а если возникнет возгорание, автоматически сработают системы водяного и пенного пожаротушения. Диспетчеры при развитии такого сценария должны оперативно организовать и проконтролировать эвакуацию транспорта и ликвидацию последствий тушения.
Работу вентиляторов обеспечивает автоматизированная система управления технологическими процессами. Если в тоннеле повышается уровень загазованности, система контроля передаёт специальный сигнал.
Целых восемь трансформаторных подстанций подают энергию в вентиляционные камеры. Если на одном из вводов напряжение пропадает, оно автоматически включается на другом. Трансформаторные подстанции устроены так, чтобы тоннель работал безаварийно. Главный инженер участка Северо-Западного тоннеля Дмитрий Величкин уверен: «Если не будет непреодолимых катаклизмов, люди в тоннеле защищены на сто процентов».
Удобная транспортная инфраструктура – важное направление программы «Мой район».