Большая кольцевая линия московского метро будет полностью готова уже через год. А пока на ней готовятся к открытию десять станций и заканчивается тоннелепроходка — совсем скоро самая протяженная кольцевая линия метро в мире замкнется.
О рекорде при строительстве БКЛ и технологиях подземных работ в условиях мегаполиса в интервью АиФ.ru рассказал Юрий Кравцов, генеральный директор инжинирингового холдинга «Мосинжпроект» — генерального проектировщика и генерального подрядчика строительства новых линий и станций столичного метрополитена.
— АиФ: Тоннелепроходка на 70-километровом метрокольце практически завершена. Какие технологии используются при этом виде работ?
— При строительстве тоннелей метро в Москве применяются современные тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК), или, как их называют — «щиты». Мы используем комплексы диаметром 6 метров для сооружения однопутных тоннелей и 10-метровые — для двухпутных. Использование таких щитов-гигантов позволяет экономить трудовые и временные ресурсы.
— И сколько же тоннелепроходческих щитов применяется при строительстве метро в Москве?
— Всего в парке ТПМК, применяемых на строительстве Московского метрополитена, насчитывается 35 комплексов. В марте прошлого года Москва установила мировой рекорд по самому большому числу тоннелепроходческих щитов, работающих одновременно на одном проекте — Программе развития московского метро. Компания Guinness World Records зафиксировала, что одновременно на строительстве московского метро под землей «трудились» 23 тоннелепроходческих комплекса, и значительная их часть — на сооружении БКЛ.
— В чем особенность подземных работ в условиях мегаполиса?
— План проходки каждого участка разрабатывается с учетом множества нюансов, связанных в том числе с работой в стесненных условиях, рядом с плотной жилой застройкой и развитой инфраструктурой. Для прогноза влияния строительства метрополитена на соседние объекты наш холдинг использует самые современные программные комплексы, произведенные в Нидерландах и Швейцарии. Чтобы не допустить осадки фундаментов зданий и сооружений, «Мосинжпроект» для ограждения котлованов строящихся станций метро применяет технологию «стена в грунте». Так, при работе над восточным участком БКЛ такие «стены» устанавливались на глубину до 53 м.
Хочу также отметить, что в Москве очень сложные грунты и гидрогеологические условия. На помощь здесь приходит, например, технология jet-grouting — сооружение противофильтрационных завес, защищающих от проникновения воды.
— «Мосинжпроект» как ведущий инжиниринговый холдинг, наверняка, ведет и собственные разработки?
— Наша компания проводит большую научно-исследовательскую работу в сфере подземного строительства. В этой области мы сотрудничаем с ведущими российскими университетами такими, как Горный институт НИТУ МИСиС, Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) и многими другими. Например, нами совместно со СГУПС разрабатывается методика расчета армированных откосов и забоев тоннелей, что позволит оптимизировать способы временного крепления при проходке тоннелей и минимизировать влияние строительства на городскую среду.
— БКЛ будет полностью завершена раньше срока. Что помимо названных технологий позволило приблизить открытие Большого кольца?
— Команда «Мосинжпроекта» — высококвалифицированные специалисты с многолетним опытом подземного строительства, в том числе метростроения. Мы уже создали больше сотни километров путей и свыше полусотни новых станций метро — это главный показатель успеха. И, конечно, важна отлаженная система управления производственными процессами. Недавно сертификационный аудит компании Lloyd’s Register подтвердил, что инжиниринговый холдинг соблюдает все международные требования в области качества, охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Все это в совокупности позволяет компании выполнить поручение руководства города в столь короткие сроки. Планируем, что уже через год все станции Большой кольцевой линии будут принимать пассажиров.
Реклама