В столице после эпидемии продолжили работы по комплексной реставрации, пожалуй, самого известного и яркого из монастырей – Новодевичьего.
Полностью памятник архитектуры, признанный ЮНЕСКО достоянием всего человечества, восстановят к его 500-летию, которое будет отмечаться в 2024 г.
Монастырь в лесах
Новодевичий известен не только как признанный образец московского барокко, но и как место заточения опальных цариц и царевен: Рюриковны, Шуйские, Годуновы, Романовы... За 5 столетий монастырь неоднократно перестраивался. Сегодня это крупнейший архитектурный ансамбль, в который входят 36 храмов, палат, башен и других памятников.
Реставрация здесь началась в 2018 г., и одной из первых восстановили Напрудную (Софьинскую) башню – ту самую, в которую была заточена после неудавшегося Стрелецкого бунта сестра Петра I – царевна Софья. Уже завершены работы по воссозданию исторического облика 18 построек обители.
«Масштаб просто колоссален. Видно, что работы уже в значительной степени продвинулись: огромное количество объектов либо отреставрированы, либо находятся в стадии реставрации. Москва тоже помогает не только в восстановлении самих памятников монастыря, но, что очень важно, создавая среду вокруг Новодевичьего. Потому что и сам Новодевичий, и всё, что вокруг него, пребывали в достаточно серьёзном запустении. Сегодня это великолепный ансамбль и великолепные кварталы вокруг Новодевичьего: парки, скверы, набережная сделаны на высоком уровне», – сказал, осматривая ход работ, Сергей Собянин.
Было проведено комплексное благоустройство улиц, прилегающих к монастырю, включая Хамовнический Вал, Лужнецкий проезд, улицы Усачёва, 10-летия Октября, Большую Пироговскую, Погодинскую, Саввинскую, Новодевичью и Лужнецкую набережные, а также территорию СК «Лужники», парк «Новодевичьи пруды» и сквер 40-летия Октября.
В связи с пандемией работы в монастыре приостановили, но на прошлой неделе они были возобновлены. До конца 2023 г. планируется отреставрировать ещё 18 объектов монастырского ансамбля, среди которых Палаты царицы Ирины Годуновой с Амвросиевской церковью 1580–1590 гг. (вдова царя Фёдора Иоанновича поселилась в монастыре на девятый день после смерти мужа, там же находился и её брат Борис Годунов, к которому бояре и народ трижды приходили просить на царство).
В 2013 г. по указу президента монастырь отнесён к особо ценным объектам культурного наследия народов России. Комплексная реставрация Новодевичьего проводится на федеральные средства, а реставрация художественных надгробий его некрополя – из бюджета города. Часть работ уже завершена, в планах – восстановить ещё 75 исторических захоронений, среди них могила Гоголя на Новодевичьем кладбище.
Отреставрируют ещё 200 памятников
Всего за последние 9 лет в Москве отреставрировано 1439 объектов культурного наследия. Среди них одна из старейших сцен страны – Малый театр. Тут восстановили исторический облик зрительного зала, укрепили фундамент, заменили инженерные коммуникации, а также расширили Щепкинское фойе. Строителям и реставраторам пришлось работать с ювелирной точностью. Специалистам удалось раскрыть секрет легендарного архитектора Бове, поэтому акустика в зрительном зале осталась безупречной.
Отреставрированы Дом-музей И. Тургенева на ул. Остоженке и первый в столице памятник писателю. На первом этаже полностью восстановлены интерьеры дворянской усадьбы, а для посетителей музея впервые открыли второй этаж (антресоли), где размещался кабинет писателя.
Завершена и реставрация церкви Иоанна Златоуста Рождественского монастыря на ул. Рождественке.
По словам мэра, в этом году в столице восстановят ещё 200 памятников. В 2020-м масштабные работы продолжатся на территории Донского монастыря (обитель получила название в честь Донской иконы Божией Матери, перед которой в 1591 г. молился царь Фёдор Иоаннович о спасении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея).
«Одно из главных направлений развития города – сохранение культурного наследия. И именно потому первые активные шаги, которые мы предпринимали, – это шаги по возрождению городской, исторической среды. Сегодня практически все исторические улицы и здания отреставрированы, подсвечены, освобождены от рекламы, и теперь они смотрятся совсем по-иному. Когда мы говорим о культуре, необходимо говорить не только о таких уникальных жемчужинах культуры, но и в целом о городской среде. Она должна быть культурной, приспособленной для жизни горожан и, конечно, сохранять свою историю. Без знаний о прошлом, без культуры прошлого невозможно построить будущее», – подчеркнул мэр.