Примерное время чтения: 8 минут
747

«Вожатый» для пожилых. ​Один день из жизни столичного соцработника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Не попасться на крючок мошенников 05/11/2020
Принести продукты с лекарствами, оплатить ЖКУ – это будни соцработников.
Принести продукты с лекарствами, оплатить ЖКУ – это будни соцработников. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Чтобы понять, каковы они — будни главных помощников пенсионеров и инвалидов — мы провели полдня с Дианой Золотухиной, соцработником ТЦСО «Чертаново» (филиал «Нагорный») в Южном округе.

Кто принесет продукты?

Рабочий день начинается у Дианы в 9 утра, расписание может измениться в интереса «получателей соцуслуг» (именно так официально называются москвичи, которым нужна социальная помощь). Одни визиты могут отмениться, а другие — неотложные — наоборот, добавиться. Например, в тот день, когда мы встречались, Диана планировала везти подопечную в травмпункт. «Из-за болезни врача пришлось перенести поездку на неделю, — объясняет наша героиня. — Но больше откладывать нельзя, моей подшефной нужно проверить, как срастается нога после перелома. У нас много подопечных с проблемами по здоровью, но тут, наверное, самый трудный случай. Женщина совсем не возрастная (ей меньше 60 лет), у нее сломанный лет 10 назад позвоночник, а родных нет ни одного. И вряд ли она встанет на ноги, потому что врачи считают операцию слишком рискованной. А тут еще и недавний перелом ноги добавился». 

Наш совместный поход начался с поликлиники, где требовалось забрать льготные лекарства. У соцработников есть право получать их без очереди, но они не всегда пользуются этой привилегией, ведь впереди нередко стоят ветераны и инвалиды. Нам повезло, в аптеке пусто, поэтому этот пункт программы выполнен за три минуты. Следующая остановка — магазин. «Многие подопечные просят принести продукты и предметы первой необходимости, потому что сами ходить тяжело или вообще не под силу, — говорит Диана. — Но есть норма по весу — за неделю можно заказать два раза по 4 кг, а если это семейная пара, то два раза по 7 кг». 

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Она набирает лук, перец, кефир, хлеб, отбеливатель — все покупки потом будут занесены в специальную тетрадь, где подопечный ставит свою подпись (получая еще и магазинный чек). Кстати, совсем скоро эта практика останется в прошлом. Дело в том, что в Москве запускается новая программа договоров по надомному обслуживанию. Соцработники не будут сами ходить по магазинам, они будут заказывать товары в службах доставки. «Конечно, если бабушка забыла заказать молоко, а мне все равно надо к ней идти по другим делам, я загляну по пути в супермаркет. Но специально ходить за продуктами мы больше не станем. Освободившее время пойдет на услуги, которые раньше были коммерческими, а станут бесплатными. Это, например, прогулка, перестилания постели, приготовление еды, помощь в уборке».

Трек по всем окрестностям

Пока мы идём к бабушке, которая заказала продукты, Диана рассказывает, как пришла в эту профессию. «Это было 13 лет назад, я попала в социальную сферу, можно сказать, случайно, — признается она. — Просто искала вакансию, будучи молодой мамой. Увидела в газете объявление, прошла собеседование, и все, до сих работаю, я понимаю, что на своем месте. Тогда — 13 лет назад — нагрузка на соцработников была меньше. На каждого приходилось 9-10 ПСУ (получателей социальных услуг), сейчас обычная нагрузка — около 30 человек. Конечно, их стараются подбирать по территориальному признаку, но иногда приходится ходить не по привычным маршрутам, а по чужим участкам, помогать соседям. Одна наша коллега — хроник, поэтому сейчас она на больничном (как и остальные москвичи этой категории). Ее участок поделили между всеми сотрудниками нашего филиала. 

Сколько так можно нагулять за день по району? На этот вопрос может ответить наручный трекер нашей героини — минимум 12 тыс. шагов, максимум — 22 тысячи. И это только ходьба. А ведь еще есть поездки: сопроводить в больницу, съездить в различные диспансеры за специфическими лекарственными средствами и медицинской документацией, посетить центр госуслуг «Мои документы» для оформления справок.

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Диана уверенно ведет нас дворами, на своём участке она знает в буквальном смысле каждый дом. Когда подходим к нужному подъезду, молодая женщина по памяти набирает цифры домофона и признается, что очень редко пользуется записной книжкой, чтобы сверить домофон, этаж или номер квартиры. Бабушка нас уже поджидает у двери квартиры. Перед визитом соцработники всегда отзваниваются подшефным и предупреждают, что сейчас придут. Только изредка приходится договариваться о конкретном времени посещения. По словам Дианы, так приходится поступать, если человек очень плохо слышит: «У меня на участке есть одна такая подопечная. Можно сколько угодно раз набирать мобильный номер, домашний, стучать в дверь. Бесполезно. Ей даже почтальон по-2-3 раза пенсию приносит. Поэтому мы с ней четко оговариваем время, к которому я приду в следующий раз». При любой визите все соцработники обязательно надевают маски и перчатки. Если же нужно доставить продукты или товары первой необходимости, то это происходит вообще бесконтактно.

29 дам и один кавалер

Но сейчас нас ждут и встречают искренней улыбкой. Тамара Васильевна передвигается только с помощью костылей, поэтому Диана занимается для нее закупкой продуктов и оплатой жилищно-коммунальных счетов. Они обсуждают квитанции, какие суммы куда надо отправить, достают принесенные продукты. Сразу видно, это соцработник в этом доме свой человек, которому доверяют и с которым привыкли советоваться. «Поговорить мои подопечные любят, — подтверждает Диана, когда мы снова выходим на улицу. — Вот Тамаре Васильевне уже 80 лет, родственники её навещают, но, конечно, хочется разнообразного общения. Кроме того, из 30 получателей соцуслуг, которые ко мне прикреплены, 29 — это женщины. Самой старшей — участнице войны — уже исполнилось 95 лет. Половина подшефных — одинокие или одиноко проживающие, так что поговорить „за жизнь“- это святое. Нередко спрашивают совета, как поступить в конкретной ситуации. Иногда жалуются на детей, мол, звонят постоянно, а навещают редко. Я обычно предлагаю вспомнить их молодость, и какими занятыми они тогда были сами. Про своих „девочек“ я знаю действительно много, ведь к каждому нужен свой подход. На моем участке живет женщина, которой всего-то 68 лет, но зато есть болезнь Альцгеймера. Мы с ней каждую неделю заново „знакомимся“. Кстати, в этом случае тревогу по поводу того, что человек развивается деменция, забили ее соседи, которые с ней дружат много лет. Сами позвонили в центр соцуслуг, попросили прикрепить к ней соцработника. Отзывчивые соседи это настоящий подарок для одинокого пенсионера. Недавно был пожар в подъезде по адресу Варшавка, 90, где живет моя подопечная Тамара Константиновна. Именно соседи быстро среагировали, вывели бабушку из опасной зоны».

Мы расстались с Дианой около автобусной остановки. Ей нужно ещё доехать до онкодиспансера на Кантемировской, чтобы получить очередную порцию лекарств. А потом настанет пора для бумажной работы, ведь все оказанные услуги должны быть оформлены и представлены в ТЦСО.

И такие дела — каждый день. Одним подопечным надо показания счетчиков снять (приборы обычно расположены в труднодоступных местах, и мало у кого из хозяев зрение хорошее), другим нужно показать, как пользоваться смартфоном. У кого-то закончился корм для питомца, а кому-то срочно требуется справка из пенсионного фонда. А сейчас к постоянным «надомникам» прибавились москвичи, которые должны соблюдать домашний режим из-за сложной эпидемиологической обстановки и которым не к кому обратиться за помощью, если нужно забрать льготные лекарства или принести продукты. Этой осенью обращений от таких горожан меньше, чем весной, но все равно достаточно — и по пустякам люди не звонят на горячую линию. Кстати, качество социальных услуг в Москве строго контролируется. И согласно опросам, 95% горожан довольны ими

Больше всего соцработник похож на идеального вожатого в детском лагере — он все знает и умеет, поможет с любыми проблемами и всегда утешит, когда тебе плохо. Может быть, поэтому в эту профессию идут и остаются там надолго люди, для которых в радость помогать и заботиться о других. Искреннее участие к подопечным невозможно «натренировать». Это можно назвать талантом, а вернее даром, необходимым для работы в социальной сфере.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах