Барельеф с героями комедии «Горе от ума» установили 6 декабря на фасаде особняка Барышникова в Москве, где сейчас находится редакция газеты «Аргументы и Факты», в честь грядущего 200-летия этого хрестоматийного произведения. Именно здесь Александр Грибоедов закончил писать первую редакцию своей комедии.
Автор композиции, Народный художник России скульптор Салават Щербаков, убежден, что персонажи бессмертной пьесы живы и сейчас. Множество его работ украшают Москву. Например, памятник «Прощание славянки» на Белорусском вокзале, памятник «Александру I» в Александровском саду, памятник Петру Столыпину у Дома Правительства России.
В этот раз художнику-монументалисту пришлось сузить свой размах до размеров оконной ниши. Но даже в это маленькое пространство скульптор сумел вместить насыщенную и героями, и эмоциями сцену. Это кульминационная сцена пьесы — сбегающий со ступенек московского особняка Чацкий, восклицающий «Карету мне, карету!» и довлеющее над ним «фамусовское» общество, только что унизившее его, растоптавшее, объявившее сумасшедшим.
Напротив Чацкого стоит Фамусов, между ними комкающий перчатку и готовый ее бросить в лицо злобный Молчалин. На заднем плане смеющийся Репетилов, грустная Софья, властная старуха Хлестова и полковник Скалозуб. За ними окно с типичным московским пейзажем того времени.
По замыслу автора это противопоставление человека и толпы. И толпа — довлеет.
Бежал от сварливой сестры
«Горе и ума» Александр Грибоедов начал писать в 1820 году, когда жил в Тифлисе (так раньше назывался Тбилиси). А в начале 1823-го он приехал в Москву.
«Своего дома у Грибоедова здесь не было, — рассказывает генеральный директор ИД „Аргументы и Факты“ Руслан Новиков. — Сначала он жил у сестры в ее доме на Новинском бульваре. Но она была женщиной вздорной и деспотичной. Поэтому, чтобы не поссориться с родственницей, писатель постоянно сбегал от нее к своему другу Степану Бегичеву, а в сентябре и вовсе поселился у него».
Бегичев — армейский приятель Александра Грибоедова. Он женился на дочери крупного фабриканта, предпринимателя и коллекционера Ивана Барышникова и получил вместе с ней красивый особняк на улице Мясницкой. В нем с сентября 1823-го по май 1824 года Грибоедов плотно работал над пьесой «Горе от ума».
Вдохновение писателя подпитывалось его постоянными встречами с интересными людьми на светских мероприятиях и многочисленных балах, которые он посещал. Именно там Грибоедов и «подсмотрел» основные типажи московского истеблишмента того времени, которые и вывел в качестве персонажей своей комедии.
«Пьеса долгое время была под запретом, — рассказала советник генерального директора Российской государственной библиотеки Елена Новикова на открытии барельефа. — Отрывок из нее был напечатан в 1825 году в Москве. Спустя шесть лет она вышла в Германии на немецком языке. Еще через два года — с цензурными сокращениями в Санкт-Петербурге. И только спустя 30 лет в России был напечатан ее полный вариант».
Кто был Чацкий?
«Горе от ума» — одно из самых афористичных произведений русской литературы. Исследователи насчитали в нем более трех сотен ушедших в народ афоризмов. Его постоянно цитировал Ленин.
«Это еще и самое загадочное произведение, — отметил искусствовед Сергей Дмитриев. — По тексту вообще непонятно, кто такой Чацкий. Откуда он приехал, где жил три года? Куда уехал из Москвы с восклицанием „Карету мне, карету“? Не зря 12 писателей написали продолжение этой пьесы».
«Пьеса „Горе от ума“ не потеряла актуальность и сегодня, — считает Салават Щербаков. — Ее персонажи перешли в нашу эпоху. Они узнаваемы».
Например, Чацкий, который «служить бы рад, прислуживаться тошно». По мнению скульптора, и сейчас много таких мятущихся, критически настроенных молодых людей. И у них в современной России два пути. Или все-таки искренне «служить» своей родине, или бежать из нее, релоцироваться, ища по всему свету тот «уголок, где есть место оскорбленному чувству».
«Современные „Фамусовы“ — это богачи-самодуры, держащие нос по ветру, — отметил скульптор. — Сегодняшний Репетилов — представитель светской тусовки из Куршавеля. И „молчалиных“ сейчас полно. Это карьеристы, пройдохи. Такие, как полковник Скалозуб — тоже распространенный армейский типаж».
В следующем году будет торжественно отмечаться 200-летие создания «Горе от ума». «АиФ» предлагает провести к этой дате акцию, чтобы все театры России, в репертуаре которых стоит эта пьеса, показали бы ее одновременно.