aif.ru counter
14.08.2019 00:13
318

Сложите статую из пазлов. У ВДНХ появился свой собст­венный музей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Кошелёк в нокауте 14/08/2019
Когда музей ещё готовился к открытию.
Когда музей ещё готовился к открытию. © / АГН Москва

Правое крыло главной колоннады постаралось вместить в себя всю пестроту событий, эпох и стилей 80-летнего отрезка жизни целой страны.

Расшифровали код

«Нашей задачей было разложить эту историю по полочкам и преподнести её гостям в достаточно лёгкой и понятной форме», – поясняет куратор Музея ВДНХ Павел Нефёдов.

Создатели нового музейного пространства решили расшифровать тот код, ту сложную историю, которая и создала явление под названием ВДНХ.

На входе, в вводном зале, вы уже поймёте – отправляться ли в путешествие по прочим. Но в любом случае, даже если поход по ним вы решите отложить и сначала прогуляться по территории выставки, вашим подсознательным путе­водителем станет набор информации и образов: колосья, серпы, шестерёнки, колбы, ракеты, перфокарты. Запомнится и 5-минутный полиэкранный фильм, обозначающий основные вехи: 1939 г. – открытие ВДНХ, 1941–1945 гг. – Великая Отечественная война, 1954  г. – реконструкция, губительные для выставки ­1990-е, 2000-е и ­2014-й – начало возрождения.

История ВДНХ в фотографиях

А если гость всё-таки решил познакомиться с музеем полностью, он попадает в зал, где его ждёт рассказ о ВДНХ как о территории – что и как было устроено, как с годами менялись границы, какие существовали основные направления и главные высот­ные доминанты, какой была кольцевая дорога, по которой ходил трамвай.

А далее – вогнутый коридор бывшего помещения выставочных касс и путешествие по «ленте времени» или разговор про хронологию – от принятия решения об организации сельхозвыставки до наших дней.

«Здесь, пожалуй, самый большой объём информации, – говорит куратор. – И он для тех, кому интересно знакомиться с историей ВДНХ достаточно скрупулёзно и академично, разбирать параллельные процессы слой за слоем. Мы специально в различных архивах искали подходящие иллюстрации – фотографии, плакаты, чертежи. Многие из них представлены публике впервые».

Символы ушедшей эпохи.
Символы ушедшей эпохи. Фото: АГН Москва

Не римские раскопки

Архитекторы любят прямоугольные пространства музеев, иные формы для них – уже вызов. Обжить предложенные администрацией ВДНХ нестандартные метры и превратить их визуально в нечто яркое было для современных зодчих задачей непростой, но выполнимой – ниши, потолочные плафоны в виде калейдоскопов и прочие удачные решения организации пространства, где особо не развернёшься, – тому доказательство.

«Экспозиция наша документальная, – продолжает Павел Нефёдов. – Сюда можно было принести не так уж много произведений искусства и артефактов. Это не римские раскопки, и потому какие-то экспонаты мы либо воссоздаём, либо делаем позволяющие воспринимать выставку некие интерактивные модели и аттракционы».

Интерактивные экспозиции интересны и взрослым, и детям.
Интерактивные экспозиции интересны и взрослым, и детям. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

И это как раз третья зона – зона образов. В ней 5 тем: «дружба народов», «смотр побед», «всенародный университет», «город чудес» и «один день на выставке». С их помощью авторы идеи и расшифровывают содержание ВДНХ.

Скажем, «дружба народов»: это и фонтан, и собственно дружба народов многонациональной страны, представители которых из разных республик приезжали на выставку. Это и фильм «Свинарка и пастух» как идея любви молодых людей из разных этносов, и Фестиваль молодёжи и студентов 1957-го как заряд интернационализма.

Огромный плюс нового музея в том, что он – для семейного отдыха или умственной работы, это кому как. Дети могут складывать пазлы статуй, узнавать новые слова, вращая банки из-под сгущёнки, зелёного горошка и тушёнки на «смотре побед» или заниматься другими увлекательными и познавательными делами, а взрослые – изучать предназначенную им интеллектуальную или чисто визуальную часть: исторические документы, например. А могут  рассмотреть одежду ­1930–1950-х.

Одежда, в которой люди приходили сюда в 1930–1950-х гг.
Одежда, в которой люди приходили сюда в 1930–1950-х гг. Фото: АГН Москва

И так по каждой из пяти тем. Интересное найдёт для себя каждый: праздники времён СССР, рассказы о передовиках производства, достижениях науки и техники. Кого-то обязательно увлечёт «город чудес» с его повествованием о павильо­нах или парных статуях, которые сразу как будто специально начнут попадаться на глаза после выхода из музея.

«Мы показываем так любую из тем, – поясняет Павел Нефёдов. – Начинаем с простых, понятных даже детям образов, а дальше расшифровываем идею в гораздо более академическом ключе, то есть при помощи текстов».

Из 1990-х в день сегодняшний

Постепенно гости переходят к более привычному для нас восприятию ВДНХ с её цветами, прудами, Зелёным театром, бесконечным мороженым, сладкой ватой, лимонадом – скорее парку, по которому приятно гулять, где можно учиться или наслаждаться искусством зодчих.

И вдруг – обвал в 1990-е. Пёстрые до ряби в глазах, зачастую нелепые объявления и афиши: мёд, кошки, меха, обмен валюты… Какой-то круговорот беспросветной бытовухи и безвкусицы.

«Мы, естественно, – продолжает куратор, – не хотим и не должны этот период вычёркивать, потому что, называясь тогда ВВЦ, выставка жила своей жизнью. Она смогла адаптироваться к этому очень сложному времени и, пройдя через такую местами комичную, абсурдную часть своей истории, выжить, вернуть своё название и начать возрождение».

И вот последний зал – зона рекреационная. Здесь можно просто отдохнуть от многочисленных шагов и мыслей и без особого напряга, усевшись на пуфики, посмотреть короткие видео.

А возвращаясь всё по тому же дугообразному коридору, останавливаешь взгляд на фото­работах победителей программы «Взлёт», которые получили задание снимать процесс реставрации выставки. Есть возможность послушать мнения о ВДНХ Николая Цискаридзе, Василия Уткина, Алисы Гребенщиковой, Ксении Алфёровой и других знаменитостей.

В завершение экспозиции – видеотека. Это набор различных медиаматериалов – фотографий, чертежей, газет, журналов, карт, документов из коллекции ВДНХ, интересных людям самых разных возрастов и профессий.

По мнению Павла Нефёдова, здесь раздолье для историков и студентов журфака, которые с головой могут погрузиться в газетно-журнальное море. Но и всем прочим посетителям будет не менее интересно. Как строился фонтан «Дружба народов», как проходили субботники по уборке территории – что при этом вывезли, а что сломали, о чём писали горожане в своих забавных жалобах на сотрудников выставки, в чём суть профсоюзных перипетий тех лет – живая жизнь интересна всем, кто интересуется тем или иным отрезком времени.

«Я занимаюсь историей с людьми ещё и в нашем лектории, – говорит Павел. – И могу подтвердить, что выставка вызывает у них интерес всё больше и больше, в частности, потому что о ней много стала говорить пресса. Людям теперь интересно не только погулять, но и получить какие-то знания».

Самые красивые павильоны ВДНХ

Прежде всего, конечно, речь идёт о жителях близлежащих районов.

«Они наблюдали долгие реконст­рукции и реставрации, – присоединяется директор Музея ВДНХ Татьяна Желтоногова, – и порой даже выражали своё возмущение по этому поводу. Но теперь искренне рады тому, что получилось в итоге. Они, кстати, в день открытия музея стали нашими первыми посетителями».

О наполнении будущего музея, по словам директора, радели всем миром – жители города несли всё, что связано у них с выставкой, с самыми тёплыми воспоминаниями, – бабушкины чашки, старые билеты, фотографии.

«И потому, – говорит директор, – я искренне надеюсь, что у нас будет не единственный корпус. Нам есть что показать, остаётся только найти где».
 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество