aif.ru counter
220

Сложите статую из пазлов. У ВДНХ появился свой собст­венный музей

Семейство музеев на ВДНХ пополнилось ещё одним – об истории самой выставки.

Когда музей ещё готовился к открытию.
Когда музей ещё готовился к открытию. © / АГН Москва

Правое крыло главной колоннады постаралось вместить в себя всю пестроту событий, эпох и стилей 80-летнего отрезка жизни целой страны.

Расшифровали код

«Нашей задачей было разложить эту историю по полочкам и преподнести её гостям в достаточно лёгкой и понятной форме», – поясняет куратор Музея ВДНХ Павел Нефёдов.

Создатели нового музейного пространства решили расшифровать тот код, ту сложную историю, которая и создала явление под названием ВДНХ.

На входе, в вводном зале, вы уже поймёте – отправляться ли в путешествие по прочим. Но в любом случае, даже если поход по ним вы решите отложить и сначала прогуляться по территории выставки, вашим подсознательным путе­водителем станет набор информации и образов: колосья, серпы, шестерёнки, колбы, ракеты, перфокарты. Запомнится и 5-минутный полиэкранный фильм, обозначающий основные вехи: 1939 г. – открытие ВДНХ, 1941–1945 гг. – Великая Отечественная война, 1954  г. – реконструкция, губительные для выставки ­1990-е, 2000-е и ­2014-й – начало возрождения.

А если гость всё-таки решил познакомиться с музеем полностью, он попадает в зал, где его ждёт рассказ о ВДНХ как о территории – что и как было устроено, как с годами менялись границы, какие существовали основные направления и главные высот­ные доминанты, какой была кольцевая дорога, по которой ходил трамвай.

А далее – вогнутый коридор бывшего помещения выставочных касс и путешествие по «ленте времени» или разговор про хронологию – от принятия решения об организации сельхозвыставки до наших дней.

«Здесь, пожалуй, самый большой объём информации, – говорит куратор. – И он для тех, кому интересно знакомиться с историей ВДНХ достаточно скрупулёзно и академично, разбирать параллельные процессы слой за слоем. Мы специально в различных архивах искали подходящие иллюстрации – фотографии, плакаты, чертежи. Многие из них представлены публике впервые».

Символы ушедшей эпохи.
Символы ушедшей эпохи. Фото: АГН Москва

Не римские раскопки

Архитекторы любят прямоугольные пространства музеев, иные формы для них – уже вызов. Обжить предложенные администрацией ВДНХ нестандартные метры и превратить их визуально в нечто яркое было для современных зодчих задачей непростой, но выполнимой – ниши, потолочные плафоны в виде калейдоскопов и прочие удачные решения организации пространства, где особо не развернёшься, – тому доказательство.

«Экспозиция наша документальная, – продолжает Павел Нефёдов. – Сюда можно было принести не так уж много произведений искусства и артефактов. Это не римские раскопки, и потому какие-то экспонаты мы либо воссоздаём, либо делаем позволяющие воспринимать выставку некие интерактивные модели и аттракционы».

Интерактивные экспозиции интересны и взрослым, и детям.
Интерактивные экспозиции интересны и взрослым, и детям. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

И это как раз третья зона – зона образов. В ней 5 тем: «дружба народов», «смотр побед», «всенародный университет», «город чудес» и «один день на выставке». С их помощью авторы идеи и расшифровывают содержание ВДНХ.

Скажем, «дружба народов»: это и фонтан, и собственно дружба народов многонациональной страны, представители которых из разных республик приезжали на выставку. Это и фильм «Свинарка и пастух» как идея любви молодых людей из разных этносов, и Фестиваль молодёжи и студентов 1957-го как заряд интернационализма.

Огромный плюс нового музея в том, что он – для семейного отдыха или умственной работы, это кому как. Дети могут складывать пазлы статуй, узнавать новые слова, вращая банки из-под сгущёнки, зелёного горошка и тушёнки на «смотре побед» или заниматься другими увлекательными и познавательными делами, а взрослые – изучать предназначенную им интеллектуальную или чисто визуальную часть: исторические документы, например. А могут  рассмотреть одежду ­1930–1950-х.

Одежда, в которой люди приходили сюда в 1930–1950-х гг.
Одежда, в которой люди приходили сюда в 1930–1950-х гг. Фото: АГН Москва

И так по каждой из пяти тем. Интересное найдёт для себя каждый: праздники времён СССР, рассказы о передовиках производства, достижениях науки и техники. Кого-то обязательно увлечёт «город чудес» с его повествованием о павильо­нах или парных статуях, которые сразу как будто специально начнут попадаться на глаза после выхода из музея.

«Мы показываем так любую из тем, – поясняет Павел Нефёдов. – Начинаем с простых, понятных даже детям образов, а дальше расшифровываем идею в гораздо более академическом ключе, то есть при помощи текстов».

Из 1990-х в день сегодняшний

Постепенно гости переходят к более привычному для нас восприятию ВДНХ с её цветами, прудами, Зелёным театром, бесконечным мороженым, сладкой ватой, лимонадом – скорее парку, по которому приятно гулять, где можно учиться или наслаждаться искусством зодчих.

И вдруг – обвал в 1990-е. Пёстрые до ряби в глазах, зачастую нелепые объявления и афиши: мёд, кошки, меха, обмен валюты… Какой-то круговорот беспросветной бытовухи и безвкусицы.

«Мы, естественно, – продолжает куратор, – не хотим и не должны этот период вычёркивать, потому что, называясь тогда ВВЦ, выставка жила своей жизнью. Она смогла адаптироваться к этому очень сложному времени и, пройдя через такую местами комичную, абсурдную часть своей истории, выжить, вернуть своё название и начать возрождение».

И вот последний зал – зона рекреационная. Здесь можно просто отдохнуть от многочисленных шагов и мыслей и без особого напряга, усевшись на пуфики, посмотреть короткие видео.

А возвращаясь всё по тому же дугообразному коридору, останавливаешь взгляд на фото­работах победителей программы «Взлёт», которые получили задание снимать процесс реставрации выставки. Есть возможность послушать мнения о ВДНХ Николая Цискаридзе, Василия Уткина, Алисы Гребенщиковой, Ксении Алфёровой и других знаменитостей.

В завершение экспозиции – видеотека. Это набор различных медиаматериалов – фотографий, чертежей, газет, журналов, карт, документов из коллекции ВДНХ, интересных людям самых разных возрастов и профессий.

По мнению Павла Нефёдова, здесь раздолье для историков и студентов журфака, которые с головой могут погрузиться в газетно-журнальное море. Но и всем прочим посетителям будет не менее интересно. Как строился фонтан «Дружба народов», как проходили субботники по уборке территории – что при этом вывезли, а что сломали, о чём писали горожане в своих забавных жалобах на сотрудников выставки, в чём суть профсоюзных перипетий тех лет – живая жизнь интересна всем, кто интересуется тем или иным отрезком времени.

«Я занимаюсь историей с людьми ещё и в нашем лектории, – говорит Павел. – И могу подтвердить, что выставка вызывает у них интерес всё больше и больше, в частности, потому что о ней много стала говорить пресса. Людям теперь интересно не только погулять, но и получить какие-то знания».

Прежде всего, конечно, речь идёт о жителях близлежащих районов.

«Они наблюдали долгие реконст­рукции и реставрации, – присоединяется директор Музея ВДНХ Татьяна Желтоногова, – и порой даже выражали своё возмущение по этому поводу. Но теперь искренне рады тому, что получилось в итоге. Они, кстати, в день открытия музея стали нашими первыми посетителями».

О наполнении будущего музея, по словам директора, радели всем миром – жители города несли всё, что связано у них с выставкой, с самыми тёплыми воспоминаниями, – бабушкины чашки, старые билеты, фотографии.

«И потому, – говорит директор, – я искренне надеюсь, что у нас будет не единственный корпус. Нам есть что показать, остаётся только найти где».
 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что случилось с Анастасией Заворотнюк?
  2. Что известно об актере Викторе Власове?
  3. Можно ли одновременно эффективно работать и сидеть в гаджетах?