Вот уже девять месяцев в Москве работает программа раздельного накопления отходов, запущенная городскими властями. Домашний мусор сортируется жителями на вторсырье и смешанные отходы и выбрасывается в два разных контейнера — перерабатываемый идет в контейнеры синего цвета, а все остальное — в емкости серого цвета. Параллельно отходами занимаются и представители бизнеса, которые превращают мусор в чистый доход. Мы собрали истории успеха, базирующиеся именно на сборе и переработке мусора.
Не теряйте прибыли
Пивоваренная компания AB InBev Efes известна в России несколькими популярными сортами пива. А вот о том, что эта фирма уделяет большое внимание решению экологических проблем, известно, к сожалению, намного меньше. Между тем пример пивоваров показывает — если подойти к вопросу отходов ответственно и с умом, то можно не только уменьшить вред, причиняемый природе, но и получить на этом дополнительный доход.
«В каждой зоне, на каждом предприятии мы установили систему сбора. Остатки сортируются в соответствии с их классом: стеклобой, ПЭТ-преформы и пластик, алюминиевая банка и отдельно — органические отходы. Собранные отходы передаём контрагентам на переработку», — рассказал журналу «Секрет фирмы» директор по производству AB InBev Efes Андрей Геринг.
По его наблюдениям, обычная для Европы практика сортировки бытового мусора самими гражданами в нашей стране пока находится в зачаточном состоянии. Но никто не мешает отдельным компаниям и предприятиям самостоятельно наладить у себя раздельное накопление отходов — чтобы затем их монетизировать.
«Сейчас, в быстро меняющихся условиях, важно научиться смотреть на всё, в том числе и на отходы, как на источник дополнительной прибыли. Это отличная возможность для того, чтобы улучшить финансовое состояние организации, особенно маленькой, потому что, как показывает практика, 99% образуемых отходов на предприятии можно продавать. И будет неразумно этой возможностью не воспользоваться», — уверен пивовар.
Сфера экологического дохода
Если подходить к заработку на мусоре творчески, то можно создать целую сеть контрагентов, которые будут поставлять вам свои отходы, а вы — превращать их в стабильный доход. По такому пути пошла столичная компания «Сфера экологии», уже масштабировавшая свой бизнес и на Санкт-Петербург.
Начав с арендованной «Газели», компания предлагала своим клиентам из корпоративного сектора индивидуальные планы сбора и вывоза отходов, осваивала раздельное накопление и, наконец, искала потребителей на свой товар — переработчиков отходов. За десятилетие упорной работы «Сфера экологии» достигла поистине отличных результатов — сегодня именно она занимается мусором британского посольства, компаний Walt Disney и PricewaterhoseCooper, Nespresso, l’Oreal и даже представительства Всемирного фонда дикой природы.
Схема этого успешного бизнеса вкратце выглядит так: для каждого клиента проводится аудит отходов, разрабатывается план размещения оборудования и вывоза мусора, а затем часть прибыли от отправленных в переработку вещей возвращается их бывшему хозяину. Так, раздельный сбор отходов не только снижает негативное воздействие человека на природу, но и приносит деньги и тому, кто собирает, и тому, кто перерабатывает.
Начинай с себя
Два этих примера показывают, как могут зарабатывать на решении экологических проблем добросовестные предприниматели. А что же простые граждане? У них таких возможностей ничуть не меньше. Начать, пожалуй, следует с фандоматов — специализированных автоматов, принимающих алюминиевые банки и пластиковые бутылки. Места их размещения можно уточнить в интернете. И пусть деньги эти фандоматы платят совсем небольшие, но удобство и оперативность процесса все же делают их достаточно интересными для экологически грамотных москвичей.
Все еще доступен и сбор макулатуры, хорошо знакомый россиянам по советским временам. По сведениям из открытых источников, в Москве макулатуру в количестве от одного килограмма выкупают у граждан минимум в четырех пунктах приема. Сдать металл или, например, отслужившую свое бытовую технику еще проще и выгоднее.
И, наконец, многие торговые сети в сотрудничестве с экологическими операторами проводят акции по приему тех или иных вещей, отправляемых на переработку. Так, если сдать старую зубную щетку в сети магазинов «Перекресток», то из нее сделают сырье для тротуарной плитки. А при покупке некоторых зубных щеток в том же магазине можно получить кэшбэк, то есть некоторую сумму магазин вам просто вернет. Аналогичные акции время от времени устраивают магазины спортивных товаров, продавцы одежды и многие другие.
Так что сегодня каждый житель столицы может принять участие в раздельном сборе и переработке отходов сразу несколькими разными способами. Как видите, все условия для того, чтобы мусор из врага превратился в друга, приняты, теперь все зависит от нас и нашего осознанного участия в программах раздельного накопления бытовых отходов.