Самые необычные дизайнерские решения представлены на выставке в ВДНХ. Уникальные экспонаты расскажут о том, как менялся облик отечественного автомобильного, рельсового и водного транспорта.
На все сто
«Ты выглядишь на все сто!» — с таким вдохновляющим названием на ВДНХ в павильоне Транспорт открылась выставка про захватывающую историю отечественного транспортного дизайна за последние сто лет. Представленные на ней экспонаты можно без всякой натяжки назвать уникальными.
В фойе павильона гостей встречает советский микроавтобус, выпускавшийся с 1963-го по 1970 год под названием «Старт». Футуристический вид этого творения советского автопрома впечатляет даже сегодня. Легкие обтекаемые формы, плавники как элемент задней части кузова. Машина и сейчас выглядит как «автомобиль будущего». Особую актуальность этому экспонату придает то, что «Старт» производился в городе Северодонецк Луганской области. На выставку модель попала из частной коллекции. Мы должны быть сегодня благодарны ее владельцу, что он сумел сохранить ее до наших дней. Модель «Старта» сразу настраивает посетители на определенный лад и заранее подготавливает к тому, что впереди их ждет увлекательное и захватывающее путешествие в мир дизайна. Среди экспонатов — первый отечественный легковой автомобиль НАМИ-1 (1927); футуристический Шаропоезд (1932–1933); единственный глиссирующий по воде пассажирский катмаран вместимостью до 150 человек; трамвай ЛМ-57 (1957), по прозвищу «Стиляга»; получивший международное признание автобус ЗИЛ-118 «Юность» (1963).
«До революции в России массового производства транспортных средств, а особенно автомобилей, не было, — говорит администратор выставки Петр Зверев. — Однако после революции в период индустриализации советское правительство заключило контракт с американцем Генри Фордом на строительство первого крупного автомобильного завода в Нижнем Новгороде. Так в России появился ГАЗ, на котором наладили выпуск первого грузового автомобиля ГАЗ-АА, знаменитой „полуторки“, ее делали до 1949-го года, всего было собрано более 800 тыс. машин этой марки».
Вот это ЗИС
Центральным экспонатом выставки без преувеличения стал автомобиль ЗИС-Спорт, еще один шедевр советского дизайна. Для его демонстрации выделен отдельный зал. И машина действительно заслуживает этого. Ее идеально выверенные формы никого не оставляют равнодушным.
Автомобиль появился на московском Заводе имени Сталина (ЗИСе). Его по собственной инициативе спроектировала группа молодых инженеров из КБ экспериментального цеха. Кузов автомобиля выглядит респектабельно и солидно. В нем все гармонично — обтекаемая форма, хромированная решётка радиатора, элегантные с плавными изгибами колесные арки. Машина нисколько не устарела. Она и сегодня смотрится современно и актуально.
Возможно, ЗИС-Спорт так бы и остался на стадии проекта, если бы молодых конструкторов не поддержал директор завода Иван Лихачев. Он представил автомобиль, как подарок завода комсомолу, двадцатилетний юбилей которого отмечали в 1938-м году. Машина получила одобрение Иосифа Сталина и Лазаря Кагановича. Советские комсомольцы на таком автомобиле утерли бы нос выпускникам самых престижных английских и американских университетов. Но война спутала все карты. При спешной эвакуации автозавода в октябре 1941 год оригинальный образец автомобиля был утрачен. А после войны наступили другие времена и было не до него. К серийному производству так и не приступили.
Это «Победа»!
Зато сразу после войны, в 1940-е, наладили производство другого уникального и передового для своего времени автомобиля под названием «Победа».
«Рассвет советского транспортного дизайна пришелся на послевоенные годы, — рассказал Петр Зверев. — „Победа“ — один из лучших его образцов. В нем почти все впервые для нашей промышленности. Впервые выпустили машину, у которой кузов несущий. Еще их называют „поддонными“. В Америке такие стали выпускать только в конце 1950-х и в 1960-е, а у нас в 1940-е. Впервые эта модель стала выпускаться для массового потребления. Впервые она предназначалась на экспорт».
В следующем зале экспозиция представляет образцы отечественного дизайна периода 1960-1970-х годов. Здесь главный образец — кабриолет Москвич-Турист 1963-го года выпуска.
Все наверняка смотрели знаменитый фильм режиссера Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Там есть эпизод, когда камера скользит по ярморочным прилавкам, заваленным различными товарами. А в это время колхозникам по громкоговорителю объявляется о новинках: «В продажу поступили автомобили марки „Москвич“ модели „кабриолет“». Напомню, фильм снимался в 1949-м. Понятно, что таких автомобилей тогда не было. А вот в начале 1960-х появились.
«После того как СССР запустил в космос первый спутник, в моду вошел „космический дизайн“, — рассказал Петр Зверев. — Это стремительные линии, „плавники“ как элементы кузова. Кабриолет „Москвич-Турист“ 1963-го года выпущен именно в этом стиле. Уникальная машина для своего времени. Но в СССР он не смог прижиться. И климат не тот, и для нашего стиля жизни не подходит».
Настоящее и будущее
Экспозиция выставки рассказывает, что наиболее сложными для нашего транспортного дизайна были 1990-е годы. Дикий капитализм, развал страны, уничтожение промышленности. Производство транспортных средств, а тем более автомобилей в это время практически сошло на нет. Отечественный рынок заполнили иномарки. Многие дизайнеры, чтобы сохраниться в профессии, были вынуждены покинуть страну.
Однако жизнь не остановилась. Постепенно начали происходить процессы восстановления. В 1992-м году в России был создан Союз дизайнеров. Они стали предлагать свои проекты предприятиям, которые сумели устоять даже в период безвременья. Так на рынок вышла модель малотоннажного автомобиля «Газель», которая стала своеобразным символом 1990-х.
«Сегодня транспортный дизайн возрождается, — рассказал Петр Зверев. — Создаются новые дизайнерские бюро, институты. На выставке представлены образцы, разработанные научным центром ФГУП „НАМИ“, Национальным центром промышленного дизайна и инноваций „2050.ЛАБ“».
Среди наиболее интересных новинок — проект электроавтомбиля на базе «Москвича». Свой проект представил концерн «Росатом». Он готовит к выпуску в следующем году элетрокар «Атом». Предполагается, что у машины будет собственная кибербезопасная операционная система Атом ОС, цифровой маркетплейс и уникальный идентификатор Атом ID. Для защиты цифровых систем электромобиля будет использоваться система безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG). Выставка на ВДНХ ясно дает понять, что наступает новый период в истории отечественно автопрома. А значит, и новые дизайнерские решения для него станут снова востребованными.