Эта олимпиада комплексная, она проводится для учеников 8-11 классов по шести профилям — инженерно-конструкторскому, информационным технологиям, аэрокосмическому, технологическому, биотехнологическому и научно-технологическому — и включает в себя два этапа: отборочный и заключительный. Отборочный этап всегда проходит дистанционно. Каждому участнику нужно выполнить задания по нескольким предметам в зависимости от профиля: физике, информатике, химии, математике, астрономии и биологии. И только тех, кто успешно это сделал, приглашают на заключительный этап.
Проведение финала такой практикоориентированной олимпиады в онлайн-формате стало серьезным вызовом. Как рассказала Наталья Петровская, начальник лаборатории инженерных образовательных проектов Центра педагогического мастерства, два из шести профилей этого соревнования прошли очно: биотехнологический и информационные технологии. А по четырем оставшимся заключительный этап был организован в онлайн-форме. Финал проходил в три тура.
На нулевом туре участники выбирали темы из заранее предложенных. В течение месяца ребята объединялись в команды и решали практические задания. А дальше в рамках одного из заданий первого тура представляли техническую документацию и приносили свое изобретение или технологическое решение на защиту, проводили испытания, а жюри их оценивало. «В этом году защита кейсов состояла из двух этапов, — объяснила Наталья Петровская. — Дети загружали техническую документацию на портал, где эксперты могли с ней ознакомиться. А сам проект они защищали через различные онлайн-платформы, которые определял курирующий это направление вуз. Это были НИТУ „МИСиС“, НИУ ВШЭ, Московский Политех, Курчатовский институт. Кроме того, в состав организаторов олимпиады также входят РТУ МИРЭА, МФТИ, НИЯУ МИФИ, МГУ имени М. В. Ломоносова, РЭУ имени Г. В. Плеханова. Они не только предоставляют свое лабораторное оборудование, но и составляют задания, проводят занятия, лекции, консультации».
Другое задание первого тура — решение торетических практикоориентированных междисциплинарных задач. Эта часть олимпиады проводилась в сотрудничестве с Московским центром качества образования с использованием прокторинга — системы удаленного участия. Это тоже стало открытием в деле организации предпрофессиональной олимпиады в дистанционном формате. Проверка участников происходит не только с помощью камеры на компьютере или телефоне, но и путем отслеживания того, что школьники делают, куда они заходят. За ними наблюдает проктор, контролирующий не более шести человек и предупреждающий, если они хотят что-то нарушить.
Сложнее всего оказалось организовать второй, практический, тур. И тут на помощь пришли программы-симуляторы. И это тоже стало интереснейшим решением организаторов олимпиады. С их помощью можно, например, написать программу для робота и, запустив его на виртуальный полигон, увидеть, насколько качественно она отрабатывается. Или спроектировать электрическую схему, работоспособность которой можно проверить в различных модельных условиях. Или создать технологический процесс, его последовательность, параметры и посмотреть, насколько корректно этот процесс будет функционировать при моделировании реальных действий. Существуют симуляторы программирования, проектирования, моделирования. Используя их, ребята последовательно могут создать виртуальный объект.
На вопрос о том, какова цель такой олимпиады, Наталья Петровская ответила: «Знакомить школьников с современными профессиями, с теми фундаментальными дисциплинами, на которые опирается наука в ХХI веке, с теми задачами, которые в этих областях возникают. Поэтому она предпрофессиональная. Она дает возможность ребятам попробовать что-то в этих направлениях и понять, насколько это им интересно. А с другой стороны, познакомиться с вузами, которые развивают эту тематику».
Участник олимпиады по технологическому профилю, десятиклассник школы № 152 Кирилл Журавлев рассказал, что у его команды, состоявшей из шести учеников физико-математического класса, был проект про литейное производство. До пандемии они успели только один раз сходить в МИСиС, где и была отлита деталь пропеллера. «Дело в том, что логотип нашей школы — пропеллер, — рассказал Кирилл. — И мы придумали, что им можно будет в конце года награждать победителей олимпиады. Наносить на него либо бронзовую, либо серебряную, либо золотую краску в зависимости от места. Мы впервые участвовали в этой олимпиаде, и это был очень интересный опыт: мы получили новые знания, а еще попробовали себя в литейном производстве (это вроде бы и не очень сложно, но завораживает). Когда мы делали кейс командой, проявилось умение ребят работать вместе. Несмотря на то, что это было дистанционно, мне кажется, что мы хорошо справились».