Почти 20 лет назад был создан Московский авиационный центр. В первое время работы его основная задача была в том, чтобы тушить крупные пожары в городе и на прилегающих территориях. Теперь он помогает и с эвакуацией пострадавших в авариях.
«В нашем распоряжении находится авиатехника лёгкого, среднего и тяжёлого классов. Главное направление нашей работы – это эвакуация нуждающихся в экстренной помощи. Наши специалисты спасают людей, попавших в беду, и доставляют их в медучреждения, которые могут принимать вертолёты: Институт им. Склифосовского, ГКБ № 15, ГКБ № 7, Детская Филатовская больница», – рассказывает замруководителя Департамента ГОЧСиПБ Москвы Андрей Иванов.
Первый час решает многое
Вся инфраструктура авиацентра направлена на своевременное реагирование и оказание экстренной медпомощи. Экипажи санитарных вертолётов участвуют в транспортировке больных, спасении пострадавших в ДТП, на пожарах и в прочих происшествиях. Одно из таких специалисты авиацентра инсценировали во время учений 11 августа.
По легенде, человек начал тонуть в водоёме. Шквалистый ветер обострил положение и помешал ему выбраться самостоятельно. На место происшествия прибыл экипаж санитарной авиации. Водолаз извлёк тонущего человека из воды, медики выполнили непрямой массаж сердца на берегу и на носилках доставили пострадавшего в вертолёт для дальнейшей транспортировки в больницу.
«Подход к работе всегда один – безопасность и скорость выполнения задачи, – подчёркивает замдиректора Московского авиационного центра по организации лётной работы Олег Катальшев. – Существует такое понятие, как «золотой час»: если в течение первого часа пострадавшему оказать помощь, его шансы на выживание резко возрастают».
Реанимация в небе
Вертолёты санавиации оснащены так, что прямо в воздухе можно сделать реанимацию и подключить человека к кислороду. По сути, это аналог реанимобиля. За всё время работы в лечебные учреждения были доставлены 6,8 тыс. человек, с начала этого года помощь получили более 150 пострадавших.
«Это лучший образец санавиации в мире. Наши вертолёты заточены на выполнение спасательных операций в городе и природных условиях», – отмечает О. Катальшев.
При этом работа в мегаполисе осложнена множеством факторов. Так, в столице есть зоны, полёты над которыми запрещены, например воздушное пространство в пределах Третьего транспортного кольца. Лётный состав обучен пилотированию в городских условиях и поиску площадки для посадки непосредственно на месте.
«В состав экипажа входят два медика и два лётчика: командир воздушного судна и второй пилот. Они могут выполнять обязанности друг друга», – объясняет О. Катальшев.
Находят людей и тушат пожары
Воздушные суда Московского авиационного центра применяются при тушении пожаров среднего и тяжёлого классов опасности. Это вертолёты Ка-32, специально адаптированные под условия мегаполиса: они могут сколько необходимо удерживаться в воздухе и прекрасно ориентируются в ночное время.
«При помощи специального устройства вертолёта можно забирать, что называется, на борт до 5 т воды из любого открытого водоёма и сбрасывать в очаг возгорания», – объясняет А. Иванов.
На одном из вертолётов Ка-32А11ВС установлена система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения. Технология предназначена для ликвидации огня на любой высоте – в частности, активно применяется при пожарах в высотных зданиях. Горизонтальная «пушка» и расположенный в проёме двери ствол быстро и эффективно тушат огонь. А при помощи бака внизу вертолёта можно сбрасывать более 3 т огнегасящей жидкости.
Спасатели участвуют в поисковых работах в лесопарковых зонах. По статистике 2021 г., в столице найдено более 750 человек (в основном это грибники и пожилые дезориентированные люди), пропавших в лесах. «Для этого мы взаимодействуем с отрядом «Лиза Алерт», – заключает замруководителя Департамента ГОЧСиПБ.