Еще 10 лет назад в Москве была одна пешеходная улица: Арбат. Но за последние 10 лет их число превысило 15: Рождественка, Кузнецкий мост, Столешников и Камергерский переулки, Никольская улица, Крымская набережная, Ордынский тупик и другие прогулочные маршруты, популярные не только у горожан, но и среди многочисленных туристов. В этом году полностью пешеходной стала и Школьная улица в Таганском районе города. При этом она сохранила свой исторический вид и колорит старинной деловой малоэтажной Москвы. До конца года к ней присоединятся набережная Шитова и Ивановский проезд.
Чтобы почти 800-метровая Школьная улица, появившаяся еще во времена царя Бориса Годунова, стала новым комфортным общественным пространством, специалисты московского Департамента капитального ремонта заменили асфальт на гранитную плитку, сделали более современным освещение, убрали воздушные провода под землю, в специальную кабельную канализацию. В ходе благоустройства на Школьной улице и прилегающих территориях уложили более 4,6 тыс. кв. м газона, осенью высадят 30 деревьев, а весной следующего года посадят 119 кустарников. Также улицу дополнили уютные скамейки, урны и другие малые архитектурные формы.
Для сохранения исторического облика улицы оставшиеся возле стен домов и заездов во дворы фрагменты брусчатки XIX века были сохранены и превращены в музейные объекты. На новой пешеходной улице установили 145 фонарей с энергосберегающими лампами, выполненных в историческом стиле. Кроме того, более чем в полусотне домов провели капитальный ремонт фасадов, а фасады 29 зданий тщательно промыли.
Отдельное внимание строители уделили скверу на пересечении улицы Сергия Радонежского и Рогожского Вала, неподалеку от входа на станцию метро «Площадь Ильича». Сквер благоустроили, и у жителей района, а также пассажиров метро появилось еще одно комфортное пространство для отдыха и встреч.
Дворы в окрестностях Школьной улицы также обновили: заменили покрытия, отремонтировали детские и спортивные площадки, поставили новое оборудование и опоры наружного освещения.
«Уникальный полностью сохранившийся уголок двухэтажной Москвы XIX века стал прекрасным городским пространством для отдыха москвичей и реализации культурных проектов», — отметил недавно мэр столицы Сергей Собянин, осматривая улицу после завершения основных работ по комплексному благоустройству.
Школьная улица ведет свою историю с XVI-XVIIвв. — сначала под именем Тележной, а затем 1-й Рогожской улицы. Дома 12-48 — знаменитый «Ансамбль Рогожской ямской слободы» — признаны памятником истории и культуры федерального значения.
«Эту улицу основали как одну из специализированных слобод, — рассказывает эксперт Гражданского комитета России по вопросам политики и истории Дмитрий Лесных. — Конкретно Тележная была ямской, для сообщения с территориями к востоку от Москвы. Постепенно, к середине XVIII века, она вошла в состав города. Специфика прошлого улицы долго отражалась на ней: из-за ее связующей функции там построили много трактиров и постоялых домов, а сама улица была транспортной и торговой артерией между Москвой и Подмосковьем. Любопытно, что так как весь район между Таганкой и Волгоградкой относился к зоне заселения старообрядцами (неподалеку было кладбище, выделенное староверам), то и большая часть населения Школьной входила в этот анклав».
По словам эксперта, из-за активного движения и массовой деревянной застройки эта улица, как и многие другие, подвергалась регулярным пожарам, становившимся для нее катастрофическими. Так, во время возгораний 1812 года при отступлении Наполеона улица была утрачена практически полностью и заново перестраивалась.
«В 1923 году 1-я Рогожская была переименована в Школьную, что несло важный культурный смысл (неподалеку была создана колония для беспризорников, где несовершеннолетних правонарушителей возвращали к гражданской жизни). После Великой Отечественной войны инфраструктура района развивалась, был пущен трамвай, ходивший по улице до 1980 года», — рассказывает Лесных.
В 1984 году началась реконструкция улицы, из нее даже планировали сделать «второй Арбат».
«Однако в 1990-е планы не осуществлялись, лишь в наше время к этому вернулись с целью дальнейшей реконструкции и улучшения инфраструктуры», — резюмирует эксперт.
После благоустройства улица сохранила свой исторический облик и превратилась в музей под открытым небом, по которому можно прогуляться и проникнуться духом старой Москвы.