С 1 сентября десятиклассники Москвы начали заниматься в предпринимательских и медиаклассах. «АиФ» узнал, как поступить туда и чему там будут учить.
Для тысяч старшеклассников
Звучит весомо: ученик предпринимательского класса, поднаторев, сможет выстраивать бизнес-процессы и управлять ими, вести инвестиционный анализ, ориентироваться в нормативных и правовых документах, запускать стартапы в проектных лабораториях и бизнес-инкубаторах. 1 сентября эту науку стали постигать более тысячи ребят в 44 столичных школах. В проект с медиаклассами вошли 66 школ города. Свыше 1,5 тыс. старшеклассников освоят основы работы в прессе, рекламе и в интернет-сфере.
«С этого учебного года предпринимательские классы выделены в самостоятельное направление. У него особая значимость для развития экономики города, как подчеркнул на августовском городском педагогическом совете мэр столицы, — говорит директор Городского методического центра Москвы Андрей Зинин. — Помимо предпринимательских навыков и финансовой грамотности, ученики сформируют важные современные умения и приобретут лидерские качества, которые помогут им запустить собственные стартапы. В медиаклассах мы хотим помочь старшеклассникам добиться успеха в креативной индустрии и научить их безопасному поведению в информационной среде».
Планы на собственное дело
Почему ученице школы № 1287 Виктории Комаровой в ближайшие два школьных года предстоит сосредоточиться именно на предпринимательстве, решалось на семейном совете. «Некоторые думают, что мои родители занимаются бизнесом, и я выбрала этот профиль обучения по их примеру, — рассказывает она. — Но они специалисты совсем в иных областях. Выбор был продиктован другими причинами. Во-первых, я хочу уже в 10 классе начать готовиться к поступлению в университет, ведь ЕГЭ не за горами, а мне как раз интересно обществознание, которое углублённо изучается в предпринимательском классе, и для меня не очень сложна математика. Во-вторых, повлияло то, что школа будет тесно сотрудничать с известным экономическим вузом, то есть заодно я успею получше разобраться в том, какой факультет потом выбрать. И, конечно, выбор пал на предпринимательский класс, так как интересно узнать о запуске своего дела. В социальных сетях я слежу за блогерами и вижу, как совсем молодые люди начинают заниматься бизнесом. Профессиональные знания помогут достичь более существенных доходов. Я считаю предпринимательский класс универсальным: какую бы профессию я ни выбрала, с появлением начального капитала смогу заняться предпринимательством. Например, меня привлекают цифровые технологии в мире творчества, искусственный интеллект».
Чтобы попасть в число учеников этого предпрофессионального класса, Вика успешно прошла тестирование по обществознанию и математике. Оно затрагивало темы школьной программы, но при подготовке к нему девушка не ленилась задать вопросы учителям или посидеть над трудной задачей.
В расписании — режиссура монтажа
Уже первый день учёбы в новом медиаклассе школы № 2123 им. Мигеля Эрнандеса прошёл насыщенно и разнопланово. Прямо в День знаний в эфире школьного радио прозвучал репортаж, подготовленный учениками медиакласса, в газете они опубликовали заметки, в соцсетях — посты. Дебютантов ждёт целый учебный год с погружением в тонкости медиамастерства. «В классе 26 человек, — говорит директор Татьяна Архипова. — Участие в проекте позволит сформировать предпрофессиональные умения и обеспечит осознанный выбор профессии в области медиаиндустрии. Ключевыми направлениями наша школа выбрала „Медиакоммуникацию в социальных сетях“ и „Рекламу и связи с общественностью“. Вузами-партнёрами выступают МГУ им. Ломоносова, ВШЭ, РГГУ, РАНХиГС, МПГУ и Институт русского языка им. А. С. Пушкина. Сотрудники вузов работают и с ребятами, и с учителями, осуществляя методическое сопровождение педагогов».
Школьная телестудия «ТелеИдея» взяла на себя функцию образовательной базы. Ребята попробуют примерить роли журналистов, монтажёров, операторов, получат представление о спектре профессий в области визуального искусства, после чего углубятся в одну из них исходя из склонностей к тому или иному занятию. Их ждут всероссийские конкурсы, проекты в школе, общение с юными журналистами из других городов и мастерами пера и микрофона. Несомненно, учащимся привьют важнейшее умение критически мыслить и проверять информацию на достоверность.
В учебном расписании ряд предметов на выбор, другие обязательные. Так, обязательной является режиссура монтажа. Профессиональный телевизионщик, сотрудник двух федеральных телеканалов Андрей Чертков обучит школьников работать в компьютерной программе, используемой во всём мире. Курс «Основы графического дизайна» будет вести педагог-практик Дмитрий Ветров. За журналистику отвечает Марина Спирина, 15 лет отдавшая телевидению. «Нам важно, чтобы дисциплины вели практики», — подчёркивает она. В рамках проекта медиапедагоги имеют возможность пройти переподготовку. Марина планирует учиться в Российском государственном университете им. А. Н. Косыгина. С вузом школа заключила договор о сотрудничестве на обучение подростков основам радиожурналистики: в университете есть факультет соответствующего профиля.
«Знания ребята должны применять каждый день, — считает М.Спирина. — Дети могут сделать афишу для театральной студии, придумать познавательные закладки, учебный плакат или снять видео к уроку. Хотим совместить много всего».
В медиаклассе стороной не обойдут и популярную тему блогерства. Здесь собираются воспитать поколение блогеров, для которых важно наполнять видео качественным содержанием.