Первые спасательные самолёты в Москве появились ещё в 1990-х годах. Но тогда они использовались крайне редко (не более 80 вылетов в год) и вылетали в основном на дорожно- транспортные происшествия.
История московской санитарной авиации ведёт свой отсчёт с 2007 года. Тогда для проведения спасательных работ в столице было заключено соглашение между Московским авиационным центром и Центром экстренной медицинской помощи, закуплены вертолёты, подготовлены лётчики и врачи.
В первые годы летучие медицинские бригады в основном оказывали помощь пострадавшим в ДТП. Но с каждым годом задачи санитарной авиации усложнялись.
Золотой час
«Сегодня в 50% случаев сотрудники санавиации вылетают на помощь людям с сердечно-сосудистыми катастрофами, – рассказывает замруководителя Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы Сергей Гуменюк. – Зачастую только благодаря этому удаётся соблюдать «правило золотого часа», которое спасает жизнь пациентам с инфарктами и инсультами».
Без крылатой скорой в условиях мегаполиса с его большими расстояниями и сложным трафиком доставить пациента в больницу порой бывает невозможно. Вертолёту, чтобы добраться в любую точку города, нужно всего 7–10 минут. Первая помощь пациенту оказывается сразу после прибытия бригады санитарной авиации. В отличие от европейских стран, где на вертолётах работает средний медицинский персонал, в составе московских бригад исключительно врачи – реаниматологи-анестезиологи.
«Санитарный вертолёт – это реанимационная палата в миниатюре, – поясняет Сергей Гуменюк. – В нём есть всё необходимое оборудование. Если человек перестаёт дышать – его подключают к аппарату искусственной вентиляции лёгких. При нарушении сердечной деятельности применяется дефибриллятор. Все поверхности вертолёта диэлектрические, поэтому кардиоразряды можно выполнять в полёте».
Сегодня в Москве несут дежурство три вертолёта санитарной авиации – на территории больницы № 79 им. Юдина (круглосуточно) и в больнице № 15 им. Филатова, которые входят в сердечно-сосудистую сеть столицы. Ещё один – в аэропорту Остафьево (ТиНАО). Планируется, что в ближайшее время вертолёт будет круглосуточно дежурить и при детской больнице им. Башляевой.
Помогут всем
Решение о вылете принимает старший врач авиационного Центра медпомощи. В приоритете – дети (их около 9% от общего числа пациентов) и люди с инфарктами и инсультами из Новой Москвы. Диспетчерский пункт центра оборудован мониторами, на которые передаётся изображение с городских камер наблюдения. Когда регистрируется чрезвычайная ситуация, диспетчер может самостоятельно принять решение о направлении бригады на место происшествия. «Московские санитарные вертолёты принимали участие в эвакуации пострадавших при крушении «Невского экспресса», взрывах в метро на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», в ликвидации последствий аварий в метро «Славянский бульвар» и «Парк Победы», пожаров в ТРЦ «РИО» и многих других происшествиях», – вспоминает первый замдиректора Московского авиационного центра Владимир Фёдоров.
«Для полётов над столицей нужна ювелирная техника пилотирования. Поэтому на работу в санитарную авиацию берут не только лучших врачей, но и наиболее опытных пилотов, – рассказывает замкомандира второй эскадрильи, пилот Московского авиационного центра Вячеслав Калёнов. – Среди них много военных с опытом работы в «горячих точках», участников боевых действий, ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые способны принимать быстрые решения. Почти все наши пилоты отмечены государственными наградами. Желающих работать у нас много. Но для работы в московской санитарной авиации нужны не только отменное здоровье, большой опыт, но и психологическая устойчивость. У нас чисто мужской коллектив, поскольку для такой работы требуется ещё и физическая сила».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть