Профессия ювелира считается одной из самых древних, ведь украшать себя люди любили всегда. Первые украшения изготавливали из разных материалов. До сих пор археологи находят их по всему миру и узнают много нового о древних цивилизациях, которые были на земле. 31 января во всём мире отмечается Международный день ювелира. Эту профессию можно получить в Москве.
Преемственность поколений
В политехническом колледже имени Овчинникова, где можно обучиться этой уникальной профессии, есть музей современного ювелирного искусства, в котором представлены шедевры ювелира Павла Овчинникова и его наследников. С 2018 года в нем хранятся переданные в дар потомками ювелира артефакты: серебряные ложки работы фабрики Овчинникова, коллекция акварельных работ первой половины XX века, выполненных правнуком Адрианом Овчинниковым и другие уникальные вещи. Кроме того, там хранятся не менее яркие ювелирные работы выпускников учебного заведения. Это дипломные работы, которые они делали сами.
Ребята придумали украшение, нарисовали эскиз и реализовали его из металлов и недрагоценных камней в ювелирных мастерских колледжа. Каждая работа уникальна и требовала много труда. Они восхищают своей тонкостью и исполнением и даже могут посоревноваться с работами мастеров известных ювелирных фабрик. Ведь изюминкой колледжа является изучение традиционных русских ювелирных техник, которыми славились работы Павла Овчинникова — эмаль и филигрань. Многие выпускники уже давно сами стали мастерами российских и зарубежных ювелирных домов, также они востребованы и на промышленных предприятиях.
Прасковья Черникова, выпускница ПК им. П. А. Овчинникова, работает ведущим художником-дизайнером ювелирных изделий. Она создает изысканный дизайн для элитных ювелирных банковских карт, выполненных из благородных металлов и украшенных драгоценными и натуральными камнями.
«Перед тем, как получить образование ювелира, я мечтала стать художником. Закончила вуз, но так и не нашла своего призвания. И тут узнала, что можно стать ювелиром. Я подумала: „Почему бы и нет?“ И рискнула, поступила в колледж», — рассказала девушка.
Прасковья отучилась три года, и в одну из практик к ней подошёл руководитель ювелирной компании, в которой она практиковалась и спросил, может ли она рисовать. Девушка ответила утвердительно, и тогда ей предложили нарисовать пару изделий. Она нарисовала и её тут же взяли на работу.
«Колледж пошёл мне навстречу, составил индивидуальный план обучения, и к концу учебы, я уже год как работала, — поделилась она. —Не думала, что моя любовь к рисованию может вот так необычно найти меня в ювелирном деле».
Студентка первого курса по специальности «Ювелир» Дарья Антипова тоже поделилась своей историей. Даша не знала, чем хочет заниматься в жизни. С детства делала украшения из бисера, плела браслеты и колье. А когда в девятом классе прошла профориентацию в центре «Профессий будущего», где ей рекомендовали работу ювелира и рассказали про колледжи, в которых можно обучиться ювелирному делу, она сразу поняла, в чем ее предназначение. «Мне понравилось, что мы начали работать в мастерской с первого дня учебы. Я уже сделала себе колечко и часто его ношу!»
Как рассказала директор ПК им. П. А. Овчинникова Наталья Еремина, к ним часто приходят дети, которые вначале сомневаются в выборе профессии, но потом загораются этим делом и уже не видят себя ни в чем другом.
«В колледже учатся много детей — продолжателей династии. У нас есть слесари, ювелиры, операторы станков с ЧПУ — многие приходят и хотят заниматься тем же, что и родители. Так приятно знать, что старшие своим примером заражают детей и помогают им определиться в жизни. На данный момент в колледже 30 таких династий», — отметила директор.
Обучение для всех
В колледже учатся ребята с особыми потребностями. Например, тем, кто имеет ограничения по слуху, может подойти профессия ювелира. В мастерской бывает шумно — процесс опила и другие виды обработки материалов сопровождаются громкими звуками. Поэтому многие студенты и мастера используют наушники. Людям с нарушениями слуха такие меры предосторожности могут не требоваться.
А еще в колледже есть свои красивые истории любви.
«У нас была пара студентов, которые познакомились на курсе. Парень и девушка полюбили друг друга, поженились и решили сделать совместную дипломную работу, которая представлена у нас в музее — ребята сделали оклад икон Спасителя и Казанской Божьей матери», — рассказала директор.
Все дипломные работы студентов остаются в колледже и пополняют коллекцию музея.
Каждый студент вкладывает душу в изделие, поэтому когда смотришь на выставочные стенды, не можешь сдержать восхищенного вздоха. Каждую из них хочется купить, но, увы, они не продаются и навсегда останутся наследием, которое будет зарождать жажду знаний в будущих поколениях.
Ювелирному делу в столице обучают также в Колледже декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже, Колледже предпринимательства № 11 и Первом московском образовательном комплексе.