Примерное время чтения: 3 минуты
372

Дворцовый переворот. Как реставрируют усадьбу Останкино XVIII века

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Кто как МОК — так и эволюционировал 26/06/2024
Зал-трансформер превращался из театрального в бальный – таким же останется и после реставрации.
Зал-трансформер превращался из театрального в бальный – таким же останется и после реставрации. Олег Серебрянский

«Приходите к нам, но только не на каблуках! У нас исторический паркет!» – предупреждают в Мосгорнаследии. Я послушалась, пришла в кедах – и не пожалела.

Здесь даже пахнет стариной. Только представьте себе: в этих стенах бывали Павел I, Александр I и Александр II, известные поэты и художники… Дворцу больше 230 лет, а построен он был по замыслу графа Николая Петровича Шереметева, человека, страстно увлечённого театром. Строительство продолжалось с 1792 по 1795 год.

Главная сложность реставрационных работ в том, что Останкинский дворец сделан из дерева. За два с лишним века его стены, потолочные балки и несущие конструкции, конечно, пострадали от воздействия влаги и перепадов температуры. «Дворец никогда не отапливался. Когда его строили, была заложена уникальная система вентиляции. Нам нужно всё восстановить. Перед реставраторами стоит задача – вернуть усадьбе первоначальный вид и сохранить её для потомков», – говорит директор ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Останкино и Кусково» Сергей Авдонин.

Усадьба Останкино.
Усадьба Останкино. Фото: Commons.wikimedia.org/ Vladimir OKC

Гром и колесница

В театральном зале дворца сейчас всё так, как было более 200 лет тому назад. Его проектировали с расчётом, чтобы после спектакля сцена превращалась в бальный зал. Есть здесь много исторических элементов – например, театральная машина, с помощью которой удавалось имитировать гром. Или короб, куда сыпали горох, чтобы изобразить дождь.

«В первозданном виде сохранилась колесница, на которой выезжала знаменитая прима шереметевского крепостного театра Прасковья Ковалёва, ставшая впоследствии графиней Шереметевой, – продолжает Сергей Авдонин. – Влекли колесницу четыре леопарда, то есть четыре человека в леопардовых шкурах».

Мрамор с сюрпризом

Тут важно сохранить каждый гвоздик и дощечку, а чтобы заменить прогнившую балку, нужно подобрать и исследовать дерево той же породы. Все работы выполняются вручную. «Для театра важна акустика, – объясняет реставратор Александр Иванников. – Предполагалось, что дерево правильно резонирует на звуке. А это был оперный театр, где нужен хороший звук. Тут даже паркет деревянный».

Хоть с виду люстра в зале кажется бронзовой, на самом деле она сделана из дерева и украшена мастикой. Колонны, окружающие бельэтаж, кажутся мраморными, но на самом деле тоже деревянные. А вдоль стены идут рейки, обитые картоном. «Самое интересное, что даже обработка деревянных конструкций ведётся старыми инструментами. Не электропилами, а скребками и топорами! Это очень важно. Потому что памятник сложен для реставрации, – объясняет заведующая научно-хранительским отделом «Усадьбы Останкино» ГБУК г. Москвы «Останкино и Кусково» Варвара Ракина. – Часто на месте приходится придумывать, что и из чего сделать».

Работы продлятся до 2028 года. После реставрации дворец останется таким, каким был изначально: без отопления, водо­провода, электрического освещения и кондиционеров.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах