Примерное время чтения: 4 минуты
334

Четыре раза вокруг света. Кто следит, чтобы у москвичей были газ и вода?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Из городских лабиринтов — на сельские просторы 16/09/2020
На видеостену в диспетчерской выводится вся информация, которая нужна дежурным.
На видеостену в диспетчерской выводится вся информация, которая нужна дежурным. https://www.sobyanin.ru/

К столичным квартирам и офисам ведут 170 тыс. всевозможных коммуникаций. Кто обеспечивает их работу и почему в городе больше не случаются крупные аварии на коммунальных сетях?

Вентили больше не перекрывают руками

В Москве столько кабелей и труб, что из них можно 4 раза составить линию вокруг земного шара (см. инфографику). Они требуют регулярного обслуживания и должны находиться под постоянным контролем. Ведь отключение электричества или любая другая нештатная ситуация сразу сказывается на жизни множества горожан. В преддверии холодов стоит рассказать, какие перемены произошли в отрасли ЖКХ в последние годы.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

«Сложно представить, но ещё совсем недавно это огромное хозяйство управлялось по старинке – с помощью телефонов, рубильников и кнопок, – пишет в своём блоге мэр Москвы Сергей Собянин. – По городу были разбросаны сотни небольших диспетчерских, каждая из которых отвечала за свой небольшой район. В случае аварии команда об аварийном отключении проходила через несколько телефонных звонков. А затем дежурная бригада ещё должна была добраться до места инцидента и физически перекрыть вентиль или выключить рубильник. На всё это уходило до часа, а порой и больше».

По словам мэра, такие истории остались в прошлом, потому что в отрасли состоялась настоящая технологическая революция: «Вместо сотен диспетчерских пунктов компании «Мосводоканал», «МОЭК», «ОЭК», «МОЭСК», «Мосгаз», «Мосводосток» и «Москоллектор» создали единые диспетчерские службы. Сердцем современной диспетчерской является цифровая видеостена – огромная карта, на ­которой диспетчер в режиме онлайн видит ситуацию на каждом узле контролируемой системы. В случае нештатной ситуации перекрытие аварийных участков осуществляется одним нажатием клавиши. Например, в «Мосгазе» этот процесс занимает 1,5 минуты вместо прежних 1,5–2 часов».

Быстро изолировать проблемный участок – это только первое звено в цепочке необходимых действий. В нынешних диспетчерских используется интеллектуальная система, которая моментально составляет общую картину произошедшего: что за объекты и здания будут временно отключены от коммунальных ресурсов, масштабы аварии и её последствия, какие резервные линии следует пустить в ход, чтобы вода, тепло или ток продолжали поступать в квартиры и организации.

Единый ремонтный фронт

Благодаря централизации управления столичного ЖКХ стало возможным ещё одно важное нововведение. Теперь вместо разбросанных по всему городу дежурных групп (каждая из которых отвечает только за свой участок и не знает, что происходит на других) работают единые ремонтные и аварийные службы.

Скажете, а какое нам дело до управленческих процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве? На самом деле дело-то есть, ведь скорость реагирования на возникшую проблему увеличилась в разы. Например, аварийная бригада «Мосгаза» выезжает на вызов в течение 2,5 минуты после того, как поступает информация об утечке. Всем, у кого дома стоят газовые плиты и нагреватели, не нужно объяснять, насколько важно быстрое прибытие профессионалов. Ну и важные цифры: если ещё 10 лет назад ежегодное количество крупных происшествий на коммунальных сетях переваливало за сотню, то уже несколько лет их число равно нулю.

Модернизация коснулась не только принципов управления в отрасли. Сама инфраструктура (как коммунальная, так и энергетическая) постоянно обновляется. Например, недавно «апгрейд» получила насосно-перекачивающая станция «Бирюлёво-Борисовская», которая даёт тепло 4 столичным районам, где живут 400 тыс. человек. Это уже двенадцатая станция, которая была модернизирована. Кстати, из-за пандемии подготовка к предстоящей зиме шла в сокращённые сроки. Например, профилактический ремонт систем тепло- и водоснабжения начался на два месяца позже обычного. Но всё сделано по полной программе.

И последнее: сейчас в Москве проходит внеплановая проверка внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. «Она проводится в дополнение к ежегодному техническому обслуживанию, – объясняет заммэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пётр Бирюков. – В случае выявления незначительных нарушений производится их незамедлительное устранение, а если существует угроза безопасности, то газовое оборудование отключается и составляется акт». Объявление о том, что в дом придут представители «Мосгаза», всегда вешается в подъезде. Но мошенники тоже умеют читать, поэтому помните: сотрудник «Мосгаза» всегда работает один, не оказывает дополнительных платных услуг, и он обязан предъявить служебное удостоверение. Проверить личность гостя можно, позвонив по тел. 104 и назвав фамилию, указанную в удостоверении.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах