Иван Капитонов, кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС
Начнём с «социального равенства». В действительности богатые начнут массово и, главное, весьма успешно прятать свои доходы. В пользу этого довода говорит опыт 2001 года - тогда предельную ставку НДФЛ снизили, и налоговые поступления в бюджет выросли почти на 1% от валового внутреннего продукта страны. Это произошло потому, что многие вышли из тени, перестав уклоняться от уплаты налога. И социальная справедливость восторжествовала. Но, легализовавшись, и население, и бизнес (который стал меньше платить зарплат в конверте) надеялись, что правила игры не поменяются. Ведь даже само обсуждение налоговых изменений дополнительно подрывает доверие к власти и заставляет уже сейчас богатых разрабатывать схемы вывода капитала.
При этом законопослушные бизнесмены начинают исчезать как вид - и никакое усиление фискальных служб не поможет удержать утекающие из страны деньги. Другим последствием новой шкалы НДФЛ неизбежно станет рост коррупции. Бедным от всего этого точно не будет лучше.
НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты. Так, может быть, удастся залатать дыры там? Вряд ли. Прогрессивная шкала НДФЛ приведёт к тому, что богатые регионы с высоким уровнем зарплат станут богаче, а бедные - беднее. При этом может произойти заметное увеличение безработицы, сокращение стимулов к труду и уменьшение инвестиций. В итоге последствия для бюджета региона от введения такого НДФЛ будут скорее отрицательными, что в первую очередь плохо скажется на наименее защищённых слоях населения.
Безусловно, есть множество позитивных примеров успешных стран, в которых введена прогрессивная шкала. Но во всех них уход от налогообложения крайне затруднён; он не только карается законом, но и сурово осуждается обществом. Кроме того, эти страны не меняют правил игры - население и бизнес знают, чего ожидать и за что они платят налоги. Именно внятный ответ на вопрос «На что ушли налоги?» и является залогом их хорошей собираемости. А высокий уровень жизни в целом обеспечивается не столько налогами, сколько развитием бизнеса и должным местом страны в международной торговле.
В России же пока ответа на этот важный вопрос нет, общество и бизнес не доверяют институтам государственной власти. И поспешное внедрение прогрессивной шкалы НДФЛ лишь усилит существующие проблемы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции