Как государство создает условия для инновационного развития?
На днях премьер-министр Михаил Мишустин объявил о расширении инструментов стимулирования проектов технологического суверенитета. Заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин рассказал о нетипичных преимуществах, которые дадут инвестиции в высокие технологии:
В условиях ускоряющегося прогресса, с которым напрямую связан экономический рост, развитие технологичных предприятий становится основой политики большинства государств. И Россия не исключение, фокус на создание технологического суверенитета в условиях фрагментации мировой экономики закреплен в майских указах президента.
В РФ в середине 2010-х был опыт импортозамещения, когда государство фокусировалось на финансовой поддержке отраслей, зависимых от иностранных компонентов. Однако сейчас нужен другой подход. Санкции вынуждают более грамотно распределять ресурсы. Ставка делается на бизнес, а государство выполняет роль «проводника», поддерживающего новые рыночные ниши.
Сегодня премьер-министр Мишустин заявил о расширении числа направлений проектов технологического суверенитета, которые государство считает приоритетными (они собраны в соответствующей таксономии, разработанной ВЭБ.РФ и Минэком). Например, станки, аналогов которых нет в РФ. Задача в ближайшей перспективе — не допустить дефицита в условиях ограничений импорта, а в долгосрочной — сформировать отрасль.
Так власти получают адекватный инструмент поддержки той части промышленности, в которой в ближайшие 5-10 лет будет нуждаться экономика. А бизнес — получает «зеленый свет», что эту сферу можно и нужно развивать, заниматься НИОКРами, ведь спрос будет как минимум со стороны госзаказа.
И это создает главное — уверенность. Разработка новой технологии — продолжительный процесс, сопряженный с рисками: инновационный продукт может потребовать больше времени на тестирование и отладку. Значит, инвестору придется вкладывать больше денег, и вероятно, кредитных. А поддерживаемые властями проекты вселяют доверие банкам, кредитующим предприятия.
Таким образом, уверенность инвестора и банкира — основа для формирования высоких технологий. Фактически этот инструмент закладывает базу для развития страны. И, судя по цифрам, вполне успешно: по данным ВЭБа, по итогам октября объем проектов технологического суверенитета в России вплотную приблизился к 1 трлн руб. Сумма огромная, но становится еще более существенной, если учесть, что она выросла в четыре раза всего за год, и это на фоне увеличения ключевой ставки на 6 п.п., то есть, существенного роста стоимости денег.
Высокая ключевая ставка ограничивает возможности привлечения предприятиями кредитов на общерыночных основаниях, однако задача развития собственных отраслей промышленности сейчас критически важна. Разработки и внедрение продуктов требуют постоянного привлечения ресурсов, а после получения прототипов, например, станков, необходимо ещё несколько лет бороться с «детскими болезнями» нового оборудования.
В совокупности проекты, отобранные в рамках таксономии, повлияют и на жизни рядовых семей. В будущем часть техники, которая сейчас импортируется, будет заменена на отечественную. А учитывая рыночные условия её появления — она будет дешевле и доступнее. Ещё, благодаря развитию отечественной технологической школы, можно ожидать появления новых отраслей с высокими зарплатами. Это и есть те неочевидные причины, зачем России нужно создавать технологический суверенитет и условия для инвестирования в него.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции