Владислав Иноземцев, д. э. н., профессор НИУ «Высшая школа экономики»
То, что сегодня переживает Греция, - не новость для этого гордого государства. Оно объявляло дефолты ещё в 1843 и в 1893 г. Построенный немцами к Олимпиаде-2004 аэропорт Афин носит имя Элефтериоса Венизелоса - премьер-министра, при котором страна объявила свой крупнейший (пока) дефолт в 1932 г.
Кредит как наркотик
Однако сейчас всё обстоит несколько необычно. Проблемы начались уже тогда, когда Греция путём банального обмана европейских чиновников добилась участия в зоне евро в 1999 г. и продолжала обманывать их ещё почти 10 лет, фальсифицируя экономические показатели. Участие в еврозоне позволило Греции и греческим компаниям привлекать средства на более выгодных условиях, чем прежде. Если летом 1990 г. доходность 10-летних греческих облигаций (в драхмах) составляла 11,8% годовых, то летом 2005 г. (в евро) - 3,2-3,3%. С 2001 по 2009 г. сумма выдаваемых кредитов росла в среднем на 16,7% в год (в Германии в тот же период - на 2,7% в год). Больше занимаешь - легче тратишь. В том же 1990‑м расходы греческого бюджета составляли в пересчёте на евро 26,3 млрд, а в 2014-м - уже 117,4 млрд. Долг вырос с 68% ВВП до 150%. И если кто-то в этом виноват, то только сами греки, наслаждавшиеся щедрыми пособиями, высокими и ранними пенсиями, тринадцатыми зарплатами. Если кредиты дёшевы сейчас, это значит, что они окажутся очень дорогими в будущем.
Что впереди?
Впереди у Греции тяжёлое примирение с реальностью и менее тяжёлое расставание с популистами, которых граждане привели к власти в этом году. Есть два варианта движения к одному и тому же результату.
В первом варианте ЕС и МВФ «дожимают» греков, и тогда новая программа мер экономии подрывает доверие масс к правительству, смело обещавшему не платить долги. В относительно короткой перспективе правительство сменяется, кредиторы продолжают давать Греции новые кредиты, из которых выплачиваются прежние. Европейский центробанк (ЕЦБ) подключается к решению проблемы, скупая греческие облигации практически под нулевой процент. Пособия и пенсии продолжают платить, снижение зарплат и издержек стимулирует туризм и инвестиции, новые власти продают многие государственные активы, через 5-10 лет ситуация рассасывается, о левых силах в стране долго не вспоминают.
Во втором варианте премьер А. Ципрас идёт до конца и не выплачивает до 1 июля $1,5 млрд долга, объявляя дефолт. ЕС прекращает программу помощи. Европе это проблем не создаст. За три дня до выборов в Греции, 22 января 2015 г., ЕЦБ принял программу выкупа плохих долгов, в рамках которой в экономику еврозоны вливают огромные средства - 60 млрд евро ежемесячно. Поэтому в случае дефолта Греции банковской паники и финансового коллапса в ЕС не случится. Проблемы будут у Греции: банки закроются, предприятия остановятся, пенсий не получит никто. Зарплат не будет не то что тринадцатых - вообще никаких. При этом Греция не выйдет ни из еврозоны, ни из ЕС. Процедура выхода не прописана, она потребует многих месяцев, и за это время нынешнее правительство будет сметено местным «майданом», а новое договорится с кредиторами на любых условиях.
Происходящее в Греции - обычная ситуация, когда в тяжёлое время к власти приходят популисты. Они могут сделать вид, что решают проблемы, но сделать этого не могут. Им кажется, что они дирижируют всем миром, но только потому, что новости о них не сходят со страниц газет, а в Брюсселе собираются экстренные саммиты. Но Евросоюз нужен Греции куда больше, чем Греция - Евросоюзу. Повлияют ли греческие проблемы на Россию? Не думаю. В цене евро уже заложены нынешние неурядицы, так что катастроф на валютных рынках не случится. И, думая о Греции, я хочу лишь одного - чтобы Россия не стала второй Грецией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции