— Проблема сегодня не столько в инфляции (в последние месяцы она оставалась очень низкой, а порой и нулевой), сколько в неминуемом и скором повышении цен и тарифов монополий. В условиях, когда спрос населения и предприятий почти на все виды продукции снижается, у частного бизнеса нет шанса повышать цены. Уже в сентябре попытка такого повышения (которая последует за августовской «плавной девальвацией» рубля) вызовет обвальное падение спроса. И только госкомпании и естественные монополии наверняка продолжат индексировать тарифы.
Нефтяники и «Газпром» на фоне падения выручки на внешних рынках попытаются поднять цены на бензин и газ на внутреннем. РЖД, потерпевшие неудачу (и пережившие кадровые потрясения) при получении бюджетных средств, пойдут по тому же пути. Рост цен на услуги ЖКХ и так превышает все показатели официальной инфляции. Без повышения цен вряд ли смогут выжить и наши авиакомпании. Предприятия, работающие на госмонополии — трубники, металлурги, машиностроители, — не останутся в стороне. Про предприятия ВПК или Роскосмоса нечего и говорить.
России в условиях кризиса нужно решить две задачи. Первая: не дать погибнуть среднему и мелкому бизнесу, который создаёт наибольшее число рабочих мест, но несёт самые существенные потери из-за сжатия спроса и ограничен в возможности повышать цены. Вторая: повысить эффективность крупных предприятий, ограничив их право на повышение тарифов (которые, замечу, во многом оплачиваются бюджетом или другими госкорпорациями). Обе задачи тесно связаны с бюджетной политикой. И если уж и передавать кому-то контроль над ценовой политикой, то скорее уж Минфину.
А г-ну Улюкаеву я бы посоветовал хотя бы один раз за время пребывания на своём посту представить экономический прогноз, который не пришлось бы пересматривать хотя бы два-три месяца. А то, говорят, его министерство уже предлагают слить с Минфином. Тут не до расширения полномочий...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции