Президент Путин на форуме стран БРИКС заявил, что в мировой торговле процветает протекционизм.
Что мешает нам перенять зарубежный опыт и точно так же выстраивать заслоны, создавая лучшие условия для произведённой в России продукции?
Олег Балашов, предприниматель:
— Мы очень сильно стремимся участвовать в мировой торговле. У нас на государственном уровне развивают экспорт — обучают бизнесменов, помогают участвовать в зарубежных выставках и заключать контракты. И это правильно.
Но почему мы не думаем о нашем собственном, российском рынке?
Президент справедливо заметил, что на мировом рынке процветает недобросовестная конкуренция. Как бизнесмен, хорошо знакомый с практикой ряда развитых зарубежных стран, добавлю, что делается это очень искусно. Прямо и на законодательном уровне вам торговать никто не запрещает. Но перед импортёром словно возникает «стеклянная стена», которую ни обойти, ни разбить.
Например, в Германии формально вы можете участвовать в тендере. Но, чтобы его выиграть, ваш товар должен соответствовать немецкому стандарту (да-да, несмотря на якобы «единую Европу»). А проверяет соответствие... частный институт. И в правилах этого института написано, что он гарантирует ваше соответствие стандарту, только если 70% затрат на производство вашего продукта сделаны на территории Германии.
И всё — вам некуда обращаться. Суд вашего иска не примет — никакие законы не нарушены, да вам никто и не препятствует продавать ваш товар. Просто его в Германии гарантированно никто не купит, пусть он даже в сто раз лучше местного. При этом Германия остаётся членом ЕС и ВТО, ей вопросов никто не задаёт. А если кто задаёт, тому указывают, что немецкие законы гарантируют свободу торговли.
Мы же почему-то ведём себя как страны Азии, Африки и Латинской Америки. Импорту там не только рады, но часто не требуют даже сертификации качества: либо своих производителей мало (а то и вовсе нет), либо не поднаторели ещё в строительстве «бумажных крепостей». Да, по тем позициям и в тех областях, где мы просто не можем производить конкурентоспособные товары, рынок закрывать не нужно. Но таких сфер, где мы вообще не могли бы развернуть собственные производства, мало. Потому пора переходить к практике развитых стран.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции