Но как на самом деле реализуются в России эти демографические программы – в интересах живых людей или для галочки в отчётах? Доходят ли эти увеличенные пособия до своих адресатов? Ведь пока, пожалуй, единственным проектом, который смог изменить демографическую ситуацию к лучшему, стал материнский капитал.
Михаил Пименов, директор благотворительного фонда «Семья», отец пятерых детей
Государство просит своих граждан больше рожать. Для этого в России разработан целый национальный проект под названием «Демография». Растёт финансовая помощь семьям, увеличивается финансирование молодёжных проектов. Но высокомерное, формальное отношение к проблемам реальных людей, забота о которых декларируется во множестве документов, перечёркивает все декларации. Министр просвещения Ольга Васильева не так давно назвала мам и пап, воспитывающих приёмных детей, «так называемыми родителями». И это вызвало волну возмущения.
И самая большая проблема: демографическая политика не подкрепляется ясной семейной политикой. Половина детей воспитывается в неполных семьях, количество разводов запредельное. Многими это уже воспринимается как норма. Запомнился плакат в метро: мама в окружении троих ребятишек. Рядом призыв: «Стране нужны ваши рекорды». А папы рядом и близко нет! Наверное, по логике чиновников, одобривших такую социальную рекламу, его участие в рекордах необязательно.
Рождаемость невозможно эффективно стимулировать только рублём. Гораздо более важна система ценностей, на которые ориентируются общество и государство. Если на первом месте в ней дети, тогда не будет оскорбительных высказываний чиновников и проектов ради проектов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции