Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
На мой взгляд, линия по выплате пособий и постановке на учёт в центры занятости себя исчерпала. Ведь суть идеи заключалась в том, что на рынке есть избыток и даже переизбыток рабочих мест. Потеряв работу, люди приходят в центры занятости, чтобы переквалифицироваться, пересидеть какой-то небольшой срок в поисках достойной вакансии, и в качестве поддержки им выплачивается пособие по безработице. В момент появления этой «фантазии», в конце 80-х гг., на рынке труда было достаточное количество рабочих мест и эти манёвры можно было обсуждать. Но сейчас ситуация совершенно иная. Основной дефицит в России - дефицит достойных рабочих мест. То есть формально, конечно, везде висят огромные списки вакансий, но никто на них не идёт, потому что они ущербны либо по зарплате, либо по условиям труда.
Другая проблема в том, что пособием по безработице нельзя пользоваться постоянно. Это временная мера, и, поскольку она обременена обязанностью вставать на учёт и отчитываться, часто люди отказываются от неё.
Статистика обращений и реальных выплат, с одной стороны, говорит о низком запросе населения, то есть о якобы низком уровне безработицы. Но ведь у нас масса людей, которые выпадают из этого белого рынка труда. Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что около 38 млн человек работают вне официального оформления - вне реальной занятости, работы, безработицы и прочего. Повышение пособия по безработице на этих людях вообще никак не скажется. Они просто не могут на него претендовать.
Единственное решение проблем безработицы - проведение новой форсированной индустриализации. Президент Владимир Путин говорил, что надо к 2025 г. подготовить 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, - это и есть тот порядок цифр, который нам необходим. Ведь что такое 38 млн существующих в тени? По официальной оценке Голодец, данный факт означает: для этих людей, чтобы они вышли из тени, необходимо создать 38 млн рабочих мест, где с учётом всех официальных вычетов они не будут ущемлены в зарплате и возможности кормить семью. Это единственный способ вывода их из тени.
Социальное государство - это не вопрос выплат, а вопрос фактического обеспечения населения мировыми стандартами жизни. А мы, если даже и затыкаем дыры какими-то временными пособиями, выплатами, не даём главного. Социальное государство - это прежде всего возможность зарабатывать. Поэтому новая индустриализация - это и есть социальное государство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции