Депутат Госдумы Михаил Щапов предложил повысить налог на сверхприбыль для богатых до 50%.
Многие считают эту идею популизмом и даже предрекают в случае её реализации дестабилизацию в бизнес-сообществе. Стоит ли опасаться такого развития событий?
Михаил Щапов, 1-й зампред Комитета ГД по бюджету и налогам:
В нашей стране сейчас основной социальный разлом – колоссальный разрыв в доходах граждан, один из самых больших в мире. Кто-то покупает шикарные яхты, дома по всему миру и бриллианты, а кто-то отдаёт три четверти своей пенсии за «коммуналку», берёт уже третий или четвёртый кредит, потому что едва сводит концы с концами на нищенскую зарплату. Адепты либеральной экономики скажут, что так и должно быть, но почему-то в самых развитых экономиках государство искусственно снижает разрыв между богатыми и бедными с помощью в том числе и корректировки налога на доходы физических лиц.
Мы давно и системно добиваемся введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Определённые шаги в этом направлении уже сделаны: граждане, имеющие доходы более 5 млн руб. в год, платят 15% ставки НДФЛ. Но мы считаем, что для сверхбогатых людей нужно поднять ставку ещё выше: например, для доходов свыше 10 млн руб. в год сделать её в 25%. А для сверхдоходов увеличить и до 40–50%. При этом для тех, кто получает МРОТ и меньше, ставка НДФЛ должна быть снижена до 5% или до 0%. Некоторые опасаются, что в случае введения прогрессивной шкалы олигархи от нас сбегут. Но практика показывает, что во всех развитых странах, где так любят жить наши олигархи, налогообложение ещё выше. Например, в Австрии НДФЛ доходит до 55%, в Португалии – до 56,5%, в Швеции – до 57%. И это не считая иных налогов и платежей – только «голая» ставка НДФЛ, которая в России составляет для всех 13%. Так что наши олигархи смогут сбежать только в страны с низким НДФЛ – в Болгарию, например, но и качество жизни там уступает российскому. А качество жизни олигархи как раз ценят превыше всего.
Конечно, параметры прогрессивной шкалы можно и нужно обсуждать. Есть масса нюансов. Но, как показывает практика, введение прогрессивной шкалы делает систему более справедливой, ведёт к сокращению разрыва в доходах, снижает социальную напряжённость. Для нашей страны сейчас это стратегическая задача.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции