Профессор Александр Сафонов: Риски возникновения внезапных расходов повышаются, когда в семье появляются дети. Как многодетный отец, я часто сталкиваюсь с ситуациями, требующими затрат: оплата лечения, допобразования, покупка новых вещей взамен испорченных. Но денег должно хватить на всё непредвиденное, если чётко придерживаться правил ведения бюджета.
Какой должна быть заначка в семье с детьми? Как на неё накопить?
– Для формирования финансовой подушки безопасности многим семьям в первую очередь не хватает планирования текущих трат. Расходы на еду, одежду, бытовые приборы часто оказываются нерациональными. Продукты с истекшим сроком годности отправляются в мусорное ведро, вещи висят на вешалке и не носятся, а дешёвые электроприборы потребляют столько энергии, что оплата услуг ЖКХ кратно возрастает.
Чтобы избежать этого, необходимо чётко продумывать бюджет на месяц. Лучше всего идти в магазин с наличными и со строго ограниченной суммой – это позволит не совершить ненужных эмоциональных покупок. Закладывая расходы на еду, помнить: полуфабрикаты обойдутся дороже, чем продукты, которые надо приготовить самостоятельно. Если планируется приобретение одежды или товаров длительного пользования, изучите рынок, сравните цены на разных площадках и остановите выбор на самой выгодной.
Детям для ежедневного использования покупайте прочные и надёжные вещи, даже если они выглядят немодно. Зато если ребёнок порвал футболку, пока играл во дворе, это не пробьёт дыру в бюджете.
Какой должен быть размер финансовой подушки безопасности, чтобы справляться с форс-мажорными ситуациями и выходить из них без серьёзных последствий? Это, на мой взгляд, минимальный доход за полгода работающего члена семьи. А в идеале – годовой доход.
Есть правило, которому нужно следовать: убирайте накопления подальше – деньги не должны быть под рукой, чтобы не было соблазна брать оттуда и тратить. В идеале надо положить средства на вклад на длительный срок. Так они будут в сохранности и принесут доход.
И ещё совет: постарайтесь не пользоваться кредитными картами. Реклама активно навязывает их, но на самом деле нас просто пытаются заставить покупать больше, сверх тех возможностей, которые есть. Это создаёт риски. В какой-то момент количество потраченных заёмных денег начинает превышать сумму зарплаты – и человек оказывается в финансовой ловушке, когда проценты не позволяют ему погасить долг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции