Счётная палата обнаружила, что молодые семьи, стоящие в очереди на государственную жилищную субсидию, получат её только через 13 лет.
Право на госпомощь имеют супруги до 35 лет, обеспеченные квадратными метрами ниже нормы. В 2018–2020 гг. 45,7 тыс. таких семей получили сумму, равную 30–35% стоимости приобретённого жилья. Но намного больше, 84,4 тыс., выбыли из очереди, так как уже вышли из молодёжного возраста. Почему правильная программа превращается в профанацию?
Александр Пузанов, генеральный директор фонда «Институт экономики города»:
Если коротко: денег на решение жилищных проблем государство тратит слишком мало, а льготных категорий очень много. В законах и постановлениях РФ господдержка в обзаведении домом или квартирой обещана 140 категориям граждан – от переселенцев с Крайнего Севера до таможенников и прокуроров. Федеральный бюджет в основном финансирует и софинансирует свои обязательства в рамках одной госпрограммы. И получается ситуация, называемая «тришкин кафтан».
Приоритеты в жилищной политике в последнее время сместились на расселение аварийных домов, а значит, для остальных категорий средств не остаётся. И заявки на субсидии молодым семьям в 2020 г., по данным Счётной палаты, главный бюджет страны удовлетворил всего на 13%.
Молодёжные жилищные субсидии помогают внести первый ипотечный взнос людям, которые уже начали зарабатывать, но в силу возраста не успели накопить сбережения на первоначальный взнос. Решив квартирный вопрос, супруги быстрее обзаводятся детьми и работают более производительно. Но российская практика субсидирования молодых семей в нынешнем виде больше обеспечивает работой чиновников, ведущих учёт очередников, чем сами семьи. Особенно хорошо это видно по контрасту с материнским капиталом, который выплачивается без задержки и используется в основном как раз на решение жилищных проблем. Ежегодно улучшают жилищные условия более 600 тыс. семей – получателей маткапитала – в 40 раз больше, чем по программе субсидирования.
Государству давно пора скоординировать разные программы, адресованные молодёжи. Нужно финансировать субсидирование покупки жилья в соответствии с реальной потребностью и/или ввести критерии адресности, обеспечивающие господдержку наиболее нуждающимся молодым семьям. Решение будет выработать непросто. Но его необходимо принять в таком формате, чтобы, встав в очередь на субсидию, семья могла справить новоселье не позднее чем через 3–5 лет. И тратить годы своей жизни на воспитание детей, а не на ожидание собственного угла.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции