В России ожидается рекордный урожай зерна — 130 млн т, в том числе 87 млн т пшеницы. А в мире всё громче говорят об угрозе голода.
На этом фоне некоторые страны — Казахстан, Индия — вводят запрет на экспорт пшеницы, а глава ООН говорит о частичном снятии санкций с РФ. Удастся ли России превратить зерновые в «новую нефть»? Ведь с торговлей нефтью и газом сейчас всё обстоит далеко не так благополучно.
Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза:
Подорожание продовольствия в мире началось ещё два года назад на фоне пандемии. Теперь же цены подстегнули две причины. Первая — санкции, которые формально на ввоз и вывоз продуктов не распространяются. Однако нашим судам запрещено входить в европейские и ряд других иностранных портов, дорожают морские страховки и фрахт. Растёт стоимость всех ресурсов для производства зерна: топливо, ГСМ, металл... Сельхозпроизводители, соответственно, не могут держать свои цены на низком уровне.
Во-вторых, сильно бьют по сельскому хозяйству ограничения на ввоз технологий. Они мешают производить сельхозтехнику — как за рубежом для России, так и у нас в стране. Изменилась ситуация и в мире: в Индии хлеба в некоторых штатах сгорели из-за природных аномалий. Добавили волнений плохие погодные условия для зерновых в США, во Франции и в Аргентине.
Мы же сейчас находимся в режиме кризисного развития и структурной перестройки экономики. Это будет сопровождаться снижением доходов населения. Поэтому ключевой вопрос — насыщение внутреннего рынка. Полки должны быть заполнены, и значение аграрного сектора сегодня — на уровне оборонного комплекса. Да и в плане создания рабочих мест и получения нормальных доходов сельское хозяйство даёт возможности большему кругу лиц, нежели нефтянка или газодобыча.
Но и экспорт нужен — чтобы был приток денег в экономику и стимул развиваться. В целом мы ведём себя на мировом рынке правильно: продвигаем свои товары, совершенствуем систему взаиморасчётов. Но санкционное давление приводит к тому, что мы недополучаем деньги: наше зерно берут на 20 долл. дешевле румынского и на 40 долл. дешевле французского.
Нужно поставить вопрос ребром! У вас продовольственный кризис? 41 млн т зерна на экспорт у нас есть. Снимайте санкции с логистики, производства ресурсов для сельского хозяйства и системы расчётов. Иначе решить проблему не получится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции