По данным Росстата, на долю 10% богатейших россиян во II квартале 2022 г. пришлось 30% всех денежных доходов населения.
Чем чревата такая диспропорция и как её сгладить?
Михаил Щапов, 1-й зампред Комитета ГД по бюджету и налогам:
— Существует индекс Джини, который показывает, насколько бедные беднее богатых в данной стране. Считается, что разрыв между богатыми и бедными в норме, если Джини меньше 35%. В России он сегодня – 41,7%. В Германии – 31,1%. В СССР коэффициент Джини был 29% в 1980 г. и 27,5% – в 1989-м.
Неравенство складывается из разных факторов. Например, у нас огромный разрыв между зарплатой руководителей и рядовых сотрудников компаний – 12,5 раза. Или разрыв в собственности: есть люди, владеющие сотнями гектаров земли и тысячами элитных квадратных метров, и есть те, кто ютится с семьёй в однокомнатной квартире. Подобная диспропорция ещё и крайне негативно влияет на саму экономику: снижается социальная мобильность, у людей пропадают стимулы зарабатывать больше.
При этом «накопления населения» у нас превышают 30 трлн руб. Но вопрос: какого «населения»? Это учительница из поселковой школы средства на счетах копит или медсестра районной поликлиники? Нет, конечно! Преимущественно это деньги сверхбогатых, которые лежат мёртвым грузом в банках. А должны вкладываться в экономику и работать на развитие.
Наше государство пытается снизить экономическое неравенство. Вводятся льготы, субсидии, прямые выплаты. Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять законопроект, который вводит с 1 января 2023 г. универсальную ежемесячную выплату для семей с детьми в возрасте до 17 лет и для беременных женщин.
Но, судя по тому, что коэффициент Джини в России продолжает расти, этих мер недостаточно. Всё острее стоит вопрос о более гибком перераспределении средств от богатых к бедным. Осуществить это можно введением более крутой шкалы налога на доходы физлиц, налога на роскошь или на сверхпотребление. Да, радости в определённых слоях общества это не вызовет. Но если мы не будем пытаться снизить экономическое неравенство, то наша экономика и дальше будет находиться в стагнации, а недовольство граждан продолжит расти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции