Примерное время чтения: 7 минут
49280

Деградация Украины от разрыва связей с РФ приобретает необратимый характер

Александр Дудчак.
Александр Дудчак. Из личного архива

Финал евроинтеграции Украины был очевиден с самого начала, с тех пор, как под ее лозунгами проводили «оранжевую революцию». И окончательно все сомнения развеял текст Соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли Украины с ЕС, появившийся в интернете в марте 2013 года. 

Украинские политики, агитировавшие «За Европу», вводили население в заблуждение или по наивной некомпетентности, или умышленно, преследуя свои личные корыстные цели. Оба варианта ужасны, и чем выше кресло такой персоны в политической иерархии государства, тем тяжелее последствия. Теперь «евроложь» стала частью государственной политики.

Итоги «евроинтеграции» Украины можно подводить ежегодно, поквартально и помесячно. Тенденция стабильная — добровольное разрушение связей с Россией убивает в первую очередь экономику самой Украины, а попытки участия в международном разделении труда в рамках Евросоюза уже привели к деиндустриализации и депопуляции страны. При этом на уровне украинского руководства продолжают рассказывать сказки о «пэрэмогах» и достижениях, совершенно не переживая о том, что правда раскрывается, практически сразу же.

Долгое время украинцам рассказывали о преимуществах Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, но уже скоро год, как оно фактически действует, а экспорт в Европу только падает. Да, ЕС теперь основной торговый партнер для Украины, но ЕС — объединение из 28 стран (Британия пока не вышла). А, если говорить об отдельных странах, то Россия все равно остается на первом месте (доля РФ от общего объема экспорта — 8,5%, импорта — 11,7%), несмотря на то, что товарооборот снижается с 2012 года, но тенденция приняла лавинообразный характер в пост-майданные годы. 

По данным Госстата Украины, товарооборот между двумя странами в 2011 году составлял около 39 млрд. долл. — 19,82 млрд. долл. экспорта в РФ и 29,13 млрд. долл. импорта из РФ в Украину. В 2015 году он сократился соответственно до 4,83 млрд. долл. экспорта и 7,49 млрд. долл. импорта. И за первое полугодие 2016 года торговля продолжала снижаться — за первые 6 месяцев текущего года экспорт в Россию составил лишь 65,4% , а импорт из РФ — 57,6% от уровня аналогичного периода прошлого года. Уже и за первое полугодие общий украинский экспорт потерял 10,7%, импорт — 5,3%, экспорт и в ЕС в первом полугодии также сократился — на 11,5%. 

Порошенко на ежегодном послании президента Верховной Раде в начале сентября этого года признался, что Украина понесла потери от закрытия российского рынка в размере 15 млрд. долл. Естественно, при этом обвинил Россию. Президент Украины продолжает заявлять, что ищет новые рынки сбыта. Пока он ищет, годовые квоты на поставку украинской продукции в ЕС по многим наименованиям были выбраны уже в течение первого квартала.

До последнего майдана Украина имела возможность создавать высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, принимала участие в международных космических проектах, авиапром имел перспективы развития. Несмотря на все официальное стремление в Европу, до майдана ВПК России и Украины активно и взаимовыгодно сотрудничали. В Россию поставлялись комплектующие к различным видам вооружений, в том числе авиационные двигатели, двигатели для крылатых ракет и газотурбинные установки для надводных кораблей. Украина экспортировала в Россию и такие высокотехнологичные комплектующие, как, например, система прицеливания для ракетного комплекса «Тополь» (она когда-то создавалась в Киеве на ЦКБ «Арсенал»), или тепловые головки самонаведения «Маяк» для ракет ближнего боя. Теперь такое сотрудничество невозможно, также как и по всей остальной номенклатуре товаров. Например, на страны СНГ приходилось 90% экспорта вагонов, локомотивов и частей к ним, при этом на Россию более 30%. 

Теперь основа общего экспорта Украины — продукты растительного происхождения — 22,5 %, в целом, на агросектор приходится 1/3 всего экспорта. Традиционно большая доля экспорта приходится на черные металлы — 19,2%. 

И до смены власти стремление к обособлению и неучастию в международном разделении труда в рамках СНГ вело к технологической деградации, что приняло практически необратимый характер в последние 2,5 года. Даже украинский ВПК, выезжавший на советском наследии долгие годы, начал давать сбои. Например, Украина не в состоянии выполнить контракт, подписанный еще 1 сентября 2011 года на поставку 49 танков «Оплот-Т» в Таиланд. Контракт должен был быть исполнен к концу 2014 года, до сих пор заказчик получил лишь 10 танков и теперь планирует переключиться на китайские танки VT-4. 

А ведь еще в апреле 2014 года общий портфель российских гражданских и военных заказов, размещенных на украинских предприятиях, достигал объема около 15 млрд. долл., что на то время составляло 8,2% ВВП Украины.

Украина постоянно сообщала о новых контрактах на производство самолетов ГП «Антонова», вплоть до строительства заводов для их производства за рубежом. В апреле 2015 года украинские СМИ хвастались соглашением ГП «Антонов» с саудовской компанией KACST о производстве в Саудовской Аравии 80 самолетов Ан-132 и передаче саудитам технологи. В декабре 2015 года СМИ говорили о «подписанных контрактах почти на 60 самолетов» без информации о нюансах, и о подписании «меморандума с Taqnia Aeronautics (Саудовская Аравия) о намерении поставки 30 новых среднемагистральных транспортных самолетов Ан-178 для Военно-воздушных сил» этой страны. И так далее... В июне этого года украинский телевизионный «5-й канал» сообщил, что Азербайджан подписал с украинским госпредприятием «Антонов» контракт на закупку десяти самолетов Ан-178. 

Все эти прожекты разбились о скалы реальности. ГП «Антонов» не сможет собрать в 2016 году ни одного нового самолета. Как будет выполнен контракт с Азербайджаном (если он был все же подписан) — не понятно. Ан-178, на треть состоит из российских комплектующих. При сборке за весь 2015 год двух самолетов (по одному Ан-148 и Ан-158), были использованы последние запасы комплектующих, поставленных из России ранее. А «гордость Украины», созданный по решению Политбюро ЦК КПСС, принятом в 1988 году — гигант Ан-225 «Мрия» продан в Китай.

Украинские «евроагитаторы» только сейчас на себе ощутили то, что было написано в тексте Соглашения об Ассоциации. Прозревший лидер Радикальной Партии Олег Ляшко требует пересмотра Соглашения: «Мы требуем начать переговоры о пересмотре договора о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Потому что те мизерные квоты на поставку нашей продукции в страны Европы унизительны для нас. В прошлом году Украина произвела 75 тыс. тонн меда. Мы в Европу без таможни можем продать только 5 тыс. тонн. В прошлом году мы произвели 1,1 млн тонн курятины, а продать по квотам можем 15 тыс. тонн. Мы произвели миллион тонн сахара, а в ЕС можем без таможни продать 20 тыс. тонн. Так кто мне рассказывает о зоне свободной торговли? Это щелочка, такая тонкая, что туда и нос не просунешь». О наукоемкой продукции речь вообще не идет. А ведь можно было всего лишь прочитать текст в 2013 году. Что и сделал Янукович или его советники, но было уже поздно. 

Можно сказать, что в краткосрочном периоде Украина покинет список стран, имеющих полный цикл производства самолетов и ракетной техники. Страна превращается из некогда промышленно развитой в аграрную. И такая тенденция влияет на настроения населения — оно покидает свою страну.

Украина — рекордсмен по депопуляции. За годы «независимости» только по официальным данным население сократилось на 9,5 млн. чел., а еще можно вычесть 2,5 млн. живущих на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.

За 2,5 года после последнего майдана прекратили свою деятельность около 500 тысяч мелких частных предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах