Чем больше в школах двоечников, тем выше будет бедность в стране, заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
«Есть такой термин — образовательная неуспешность, или образовательная бедность», — уточнил Кузьминов. По его мнению, плохие знания в области математики или русского языка не позволят выпускникам устроиться на интересную и хорошо оплачиваемую работу.
Константин Зискин, завотделом Центра развития стратегии образования МГУ им. Ломоносова, канд. пед. наук:
— Всё зависит от того, что считать успешностью. Хорошие отметки скорее показывают то, насколько человек соответствует правилам, существующим в образовательной организации, а не уровень его квалификации. Можно блестяще знать математику и получать по ней плохие отметки.
Заявление ректора — это по сути крик души, в некотором смысле агония высшего образования XX века. Были времена, когда все хотели идти в вузы. Сейчас можно научиться делать серьёзные вещи — программировать и т. д., не посещая никакие вузы. Сегодня работодателей интересует не ваш диплом, а то, как вы умеете решать задачи. Им нужен человек, который сделает прибыль. А любая организованная система образования не учит решать реальные задачи. Она учит подчиняться тем правилам, которые она сама себе придумала. И если вдруг там случайно оказывается преподаватель, который учит решать реальные задачи, то он обычно становится оппозицией системе.
Сами по себе знания математики и русского ничего не значат. Для успеха в жизни нужно уметь что-то делать. Решать задачи. Писать программы. Ставить вопросы и на них отвечать. Этого достаточно для высокооплачиваемой работы по найму. Но тому, кто хочет делать свой бизнес, нынешняя система образования противопоказана. Потому что бизнес — это прежде всего риск, ошибка. У Илона Маска сколько ракет взрывалось во время запусков. Но зато он теперь крупнейший космоперевозчик в мире.
Самое страшное, что делает система образования, — она не даёт права на ошибку и сразу наказывает за неё. Единственное, чем отличается преподаватель от студента, — это знанием правильного ответа. Но тот, кто знает правильный ответ и не ошибается, неспособен сделать ничего нового. А любое новое — это неизвестность, где никто заранее не знает правильного ответа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции