Самая неприятная из всех санкций — снижение суверенного рейтинга России. Это последняя ступень перед так называемым «спекулятивным», не инвестиционным рейтингом, который означает для западных организаций — остерегаться инвестиций в Россию. Однако не всё так бесперспективно.
Совершенно неожиданно для нас всех с конца 2012 — начала 2013 года началось резкое падение темпов социально-экономического развития. В начале этого года мы планировали годовой темп роста ВВП в 3,5 %, потом стали планировать 2,5, затем 1,8, затем 1,5, а получилось 1,3 %. Началась стагнация. Все предсказывают во втором квартале более глубокую рецессию, чем в первом. Я предполагаю, что ВВП за 2014 год будет колебаться около ноля.
И это связано не только с усугублением негативных тенденций 2013 года. Наше положение усугубилось ещё и благодаря санкциям, особенно негласным. Неофициальные санкции — это сокращение цен и потребления газа в Европе, отказы в выдаче кредитов и ужесточение их условий, снижение прямых иностранных инвестиций, по объёму которых в 2013 году Россия вышла на 3 место в мире после США и Китая, получив более 70 млрд долларов.
В прошлом году наши предприятия заимствовали за рубежом почти 100 млрд долларов, а это 3,5 трлн рублей. На сегодня мы столь больших заимствований лишились, нам никто в первом квартале не дал денег. А в санкциях ведь пункта не давать кредитов и команды «увеличить отток капитала из России» не было. Много западных фирм принимают во внимание санкции своей страны против России, отказываются от разных проектов в России. Например, была договоренность с Renault, что они начнут производить лёгкие коммерческие автомобили на ЗИЛе. На это выделялось 44 млрд рублей, то есть это крупное производство. Оставалось только договор подписать, но начались санкции.
Санкции — это знак предпринимателям: «Не имейте дел с Россией», поскольку позиция фирм должна быть согласована с позицией государства. Негласные санкции приносят в десятки раз больше вреда, чем официальные ограничения. И это дополнительно усугубило нашу социально-экономическую ситуацию. Есть оценки международных экономических организаций, во что обойдутся санкции — 1,8 % снижение ВВП.
От чего зависит темп социально-экономического развития? От инвестиций, прежде всего, потому что в российской экономике устаревшая материально-техническая база, отсталая однобокая структура экономики, не развиты высокотехнологичные отрасли, экономика знаний, современная инфраструктура – локомотивы ускоренного экономического роста.
Говоря о среднесрочной и долгосрочной перспективе, можно сказать, что она целиком зависит от того, что будет делать наше государство в экономике. Если будет продолжать нынешнюю экономическую политику, то будет только хуже, потому что процессы, которые тянут экономику вниз, усиливаются. С каждым годом старение фондов увеличивается, потому что коэффициент обновления фондов очень низкий, ведь у нас не растут инвестиции. Средний срок действия оборудования у нас больше 13 лет, при том, что старым считается оборудование с 10-летним сроком эксплуатации, а нормальный срок составляет 7–8 лет. Износ фондов приближается к 50 %, в энергетике — 60 %, на транспорте — 70 %. У таких фондов большие простои, высокие издержки, и они не могут произвести продукцию высокого качества.
Сейчас эпоха экономии топливно-энергетических ресурсов. Все экономят, автомобили переходят на дизельное топливо, создаются электромобили. В Германии бывают дни, когда половину всей электроэнергии дают альтернативные источники. Ясно, что через 20 лет так будет продолжаться месяцами. Поэтому цены на нефть и газ будут расти в соответствии с инфляцией, но иногда они будут снижаться, а для нашей экономики это прямой убыток. Если цена на нефть снизится на 20-30 долларов за баррель – это почти катастрофа, нужно будет использовать резервы. Из-за снижения цены на нефть в 2009 г. и ее невосстановления в 2010г. мы были вынуждены пополнять бюджет из резервного фонда. В 2009 г. мы вложили 2,9 трлн руб. и 1,6 трлн в 2010 г. Накоплений резервного фонда осталось еще на год. Сейчас мы пытаемся его восстановить. Продолжение нынешних тенденций ничего хорошего нам не сулит. В лучшем случае, на мой взгляд, наши темпы роста составят 2-3%.
Мы настолько отстали в отдельных отраслях, что нужны крупные вложения, чтобы просто выправить положение. Если не перейти к форсированным инвестициям, нам ничего не светит.
О жилье
Давайте рассмотрим жильё. Ввод в эксплуатацию нового жилья на 1/10 обеспечивает прирост ВВП. Ибо рост жилья обладает большим мультипликативным эффектом. Он тянет за собой всё, что связано с жильём, включая операции с недвижимостью, стройматериалы, коммунальные услуги, инфраструктуру. Обеспеченность жильём на душу населения — 23 с небольшим квадратных метра. 26 % этого жилья не имеет туалета, 22 % не имеет холодной воды в доме, более 30 % не имеют ни ванной, ни душа, 40 % населения не имеет горячей воды. Это не жильё 21 века — это сараи! Поэтому у нас комфортного жилья – только 15 кв. м на человека, и это вместе с площадью туалета, кухни, кладовки, поэтому площадь жилых комнат на душу составляет 10 кв. м. Это значит, что у нас меньше комнаты на человека. А сколько людей ютится в комнате по 2, по 3 человека! Значит, нам нужно удвоить и утроить жилищное строительство, о чём неоднократно говорит В. В. Путин. А пока прирост жилья составляет только 5 % в год, и его благоустройство меняется крайне медленно — старое жильё консервируется.
О дорогах
Мы — единственная страна, которая не имеет ни одной нормальной автострады, ни одной скоростной железной дороги. Вот Китай имеет тысячи километров двусторонних автострад, каждый год строит сотни километров скоростных железных дорог. Франция — там нет стотысячного города, не связанного двусторонней автострадой, нет крупного города (кроме Ниццы), который не связан был бы отдельной скоростной железной дорогой с непрерывными рельсами. Для того, чтобы развить всё это в обозримые сроки — хотя бы за 20–30 лет, при жизни нынешнего поколения, в России нужны колоссальные инвестиции.
Я думаю, что многие наши руководители очень боятся предпринимать крупные меры, а полумерами мы не решим этих и других накопившихся проблем.
США из стагнации 70-х гг. из-за стагфляции вышли с огромным трудом. В США редко бывает, когда президента переизбирают после первого срока, обычно президент укрепляется и переходит на второй срок. Как Обама, как Рейган и т.д. Но Форда, который был президентом в тот период, сменил Картер. Картер попытался выйти из стагфляции, что стоило ему второго президентского срока. Его сменил Рейган, который вывел США из стагнации. На всё это ушло почти 10 лет. Пришлось круто изменить экономическую политику, перейти к рейганомике. Зато после этого страна успешно развивалась почти 20 лет до 2008 г. Опыт США и других зарубежных стран показывает, что для преодоления стагнации и стагфляции, имеющей место в нашей стране, нет простого выхода, нужно решиться на крупные меры.
О мерах
Если мы хотим, чтобы среднесрочная перспектива была переходным периодом к высоким темпам социально-экономического развития, а долгосрочная перспектива характеризовалась бы среднегодовым темпом в 5–6 %, нужно незамедлительно принимать крупные меры. Мы говорим, что есть силы, которые тянут экономику вниз, то есть нужно ослабить эти силы или ликвидировать. А силы эти такие: низкие инвестиции (нужно их поднять), устаревшая материально-техническая база (нужно технологически обновить), неэффективная структура экономики (необходимо увеличить долю быстрорастущих отраслей и сделать ставку на экономику знаний и высокотехнологические отрасли), неразвитая инфраструктура (следует перейти к масштабному строительству автострад и скоростных железных дорог), отсталое жилищное строительство, которое надо форсировать. Инвестиции, инвестиции и инвестиции — вот главное звено!
О заводах
И вот, наконец-то, мы дождались долгожданных решений о повороте экономической политики к мерам по стимулированию экономического роста, по активизации инвестиций. Система мер технологической модернизации промышленности и всего народного хозяйства, включая строительство новых предприятий и развитие инфраструктуры, была изложена Президентом РФ В. В. Путиным в его выступлении на Петербургском экономическом форуме. Все поручения Президента РФ на этот счёт даны 14 мая сего года и должны быть выполнены до конца этого года. Так что с 2015 г. страна приступит к форсированным эшелонированным инвестициям для технологического обновления экономики, преодоления её отсталой структуры, создания современной инфраструктуры. Для этой цели будут предоставлены долговременные дешёвые кредиты, введены налоговые льготы для создания новых предприятий, удвоен объём работ по реконструкции и строительству автодорог, резко улучшены условия инвестиционной деятельности, изысканы источники дополнительных инвестиций, налажена инвестиционная активность регионов и т.п.
При этом, на наш взгляд, главным локомотивом экономического роста может стать опережающее развитие экономики знаний, которая у нас создает 15 % ВВП в сравнении с 35 % в Западной Европе и 45 % в США. Другой локомотив — ускоренное жилищное строительство.
Свою лепту в экономический рост внесут форсированные инвестиции, технологическое обновление основного капитала, прогрессивное изменение структуры народного хозяйства, быстрый рост высокотехнологических отраслей, рост экспорта за счёт ежегодного увеличения неэнергетических товаров по 6 и более ежегодно (задание Президента РФ).
О будущем
Так что можно ожидать увеличения ежегодного прироста ВВП до 3–4 % к 2020 г. Если же развивать экономику знаний темпом 8–10 % в год, то это даст дополнительный прирост ВВП в год 1–1,5 %. Вторая отрасль, которая является локомотивом, — жилищное строительство. Если жилищное строительство развивать в темпе 8 % в год, как было у нас с 2000 по 2008 гг., то это даст 0,6 % ВВП. Если каждый год наращивать инвестиции в строительство автострад и скоростных железных дорог по 8 %, это даст прибавку темпа в 0,5 %. С учётом этого в дальнейшем мы сможем получить по 5–6 % экономического роста в среднем в год.
Если мы начнём развиваться в темпе 5 %, то через несколько лет обгоним Германию по ВВП, что подсчитано по паритету покупательской способности, и выйдем на 5 место в мире по экономическому потенциалу. На первых местах сейчас США и Китай, на третьем-четвёртом месте Япония и Индия, а на пятом месте будет Россия.
Сейчас у нас размер ВВП по паритету покупательной способности составляет 3,1 трлн долларов. Мы на достойном месте в мире — 43 среди 150 стран по уровню экономического развития. ВВП на душу населения у нас 21 тыс. долларов, а в развитых странах — 30 тыс. долларов, в странах G7 — около 40 тыс. При темпах 5–6 % в год развитые страны мы догоним лет за 10–15, а лидеров — за 20–25.
Труднее всего их догнать по социальным показателям, где наше отставание больше. По уровню реальных доходов мы 50-е, потому что у нас очень большое потребление государства. Но хуже всего у нас положение с продолжительностью жизни — здесь мы примерно на 90-м месте, а по смертности мужчин — даже на 120-м. По обеспеченности комфортным жильём Россия занимает тоже около 100-го места. Зато по качеству образования — 20-е, хотя когда-то входили в первую пятёрку.
А к 2025–2030 мы войдём в число развитых стран и по экономическим, и по социальным показателям, и примерно к 2035 г. достигнем уровня самых развитых стран, например Германии. Так что с позиций будущего мы можем уверенно и оптимистично смотреть вперёд!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции